инстинкт [instinkt] сущ. — врождённые и необъяснимые способности к специфическим реакциям, поведению и т.д.; сложный шаблон действий, происходящих в целом в ответ на стимул; естественный, непродуманный импульс или ответ.
инстинктивное [instinktiv] прил. осуществляемое инстинктивно; ненамеренно[1].
Концепция Родов ясно представилась мне в период в несколько месяцев после того, как я родила Зою, моего второго ребёнка. Когда я размышляла о проблемах, с которыми я столкнулась во время схваток и увидела свой опыт, и сами Роды, как огромный многогранный кристалл. Я увидела, что различные аспекты рождения Зои, как грани кристалла, не будут составлять в целом одну ясную картину, но будут отражаться под многими различными углами.
Для меня каждый из этих изящных аспектов был достоин многих месяцев размышления, или альтернативно я могла отступить и оценить красоту и цельность Родов и моего собственного опыта. Я также увидела, что можно перефразировать поэта Уолта Уитмана:
“Роды могут противоречить себе, потому что они обширны, они содержат множество», и что я не могу ожидать рациональности или даже последовательности, когда я стараюсь объединить мой опыт”.
Это видение возвращается ко мне, когда я думаю о некоторых более сложных и спорных аспектах родов. Я вижу всех нас, с нашими уникальными событиями, верованиями и навыками, как различные части — аспекты, если Вам нравится — этого кристалла родов. Хотя мы, возможно, не разделяем один и тот же самый взгляд на роды, различия в наших суждениях необходимы и наши диалоги — важны.
Роды как инстинктивный акт
Когда я думаю об инстинктивных родах, я представляю себя захватывающей один или более аспектов этого кристалла родов. С моей точки зрения, как семейного врача и автора книги о нежных и безмятежных родах, я могу сказать, что роды, по существу, —инстинктивный акт; то есть,
«…сложный образец действий, происходящих в целом в ответ на стимулы».
Как врач я знаю, что важные гормоны, такие как окситоцин, гормон любви; эндорфины, гормоны удовольствия и трансцендентности; эпинефрин/норадреналин (адреналин/артеренол), гормоны возбуждения; и пролактин, гормон материнской заботы, все естественно производятся и конструируют «тщательно продуманный образец действий» в родах и инстинктивном поведении материнства у людей, так же как у млекопитающих.
Как и другие млекопитающие, человеческие матери, также, нуждаются в безопасном и личном пространстве, так чтобы наши инстинктивные схватки и роды могли развернуться с непринуждённостью. Иногда я представляю, насколько трудно было бы беременной кошке или обезьяне родить в большой, ярко освещённой комнате, окружённой незнакомцами, как это делает сегодня большинство испытывающих схватки женщин.
Превосходные результаты в клинике Мишеля Одента в Писивересе, Франция, где женщины рожали в тихих, полутёмных и приватных условиях, выдвигают на первый план важность безмятежной окружающей среды[2]. При этих обстоятельствах, испытывающая схватки женщина может пренебречь своей охраной, отключая свою высшую мозговую деятельность и открываясь «непродуманным импульсам» её инстинктов.
Но если я взгляну под другим углом, я могла бы также спросить:
«Намного ли роды менее инстинктивны, чем, например, питание или занятия любовью?»
Мы все жёстко запрограммированы, чтобы выполнять эти приятные действия, но наша жёсткая запрограммированность не гарантирует лёгкое пищеварение, экстатический секс или инстинктивные роды. И существует много женщин, у которых была идеальная окружающая среда — дом, полный любви и поддержки, например — которые всё-таки столкнулись с трудностями и нуждались в помощи в процессе родов. (Это, может быть, явилось следствием негативных представлений нашей культуры и отсутствия нормальных родов более, чем у нескольких поколений). Так что, когда я заявляю, основываясь на одной точке зрения, что роды являются инстинктивным, я нахожу противоречия.
Помощь нашим инстинктам
Я могу вообразить свой диалог с моей подругой Винтергрин, наставницей по работе с телом и разработчицей Розового Комплекта[3], у которой другой ценный ракурс в рассмотрении этой проблемы. Винтергрин сказала бы мне, что роды, может быть имеют и инстинктивную природу, как секс, но мы можем научиться рожать так же, как мы можем научиться быть хорошими любовниками.
Она согласилась бы, что важно учитывать внешние обстоятельства родов, но она также сказала бы, что мы можем влиять и на наши внутренние обстоятельства, учась работать с нашим рожающим телом. Она могла бы упомянуть важность внутренней работы Розового Комплекта — мультимедийного комплекта, который помогает нам изучить наши собственные тела, постигая нашу анатомию, массировать себя внутренне в процессе подготовки к родам, и чувствовать своё влагалище во время последних стадий беременности и схваток.
Эти инструменты неоценимы, помогая нам поддерживать связь с нашим собственным телом — которое, даже в момент родов, может рассматриваться, как область профессионалов —и способствует развитию инстинктивного характера родов в любой обстановке, которую мы выберем.
Я вижу и другие уровни, которые необходимо очистить, чтобы быть в состоянии родить инстинктивно. Этот аспект родов —который я могу приписать своему другу, директору Международного Колледжа Духовного Акушерства Шивам Рачана[4], и который был подтверждён опытом многих женщин —внимательно всматриваться в наш прошлый опыт и верования, все из которых сохранены в наших телах, и концентрироваться на освобождении нас эмоционально, физически и духовно для родов.
Здесь мы можем использовать телодвижение, консультации/психотерапию, перерождение, работу с телом, йог и другие методы воздействия, чтобы убрать все эмоциональные и психологические проблемы, которые могут возникнуть у нас в процессе схваток и родов. Например, консультация/психотерапия была моим союзником при рождении моего первого ребёнка, Эммы; и компакт-диск с медитаций Ошо: Дыхание Чакр, которое комбинирует дыхание и движение, был превосходной подготовкой к моим последующим родам. Очищение было очень сильным аспектом в моих родах Зои, и я поняла, ретроспективно, насколько травмирующее воздействие на мой собственный детский опыт оказало рождение моей младшей сестры, сместив меня на второй план.
Соединение с землёй
Мы — также существа Земли, и наши тела нуждаются в земном питании, чтобы быть эффективными в любом инстинктивном действии. Хорошая пища — очень важный аспект инстинктивных родов, что подтвердит Вам любой животновод.
Австралийский натуропат и автор Франческа Найс приписывает большую часть наших современных трудностей в схватках и родах к «плохой» пище, и, конечно, верно, что наши современные диеты совершенно не полезны и не переполнены питательными веществами, в которых нуждаются наши тела и наши младенцы. Её книги, написанные совместно с Джанет Робертс, включая Естественный Путь к Лучшим Младенцам[5]; Естественный Путь к Лучшим Родам и Соединению[6]; и в США — Здоровые Родители, Лучшие Младенцы[7], содержат ценную информацию о том, как помочь нам улучшить наш опыт родов и долговременное здоровье наших младенцев посредством оптимизации питания.
Существуют также более глубокие уровни нашей связи с Землёй. Некоторых женщин беременность побуждает работать в саду или совершать пешие прогулки, путешествовать или просто пристально смотреть на пейзаж земли и неба. Все эти действия помогают нам стать сонастроенными Земле, нашей великой матери, и учат нас уважению и любви к естественному порядку.
Если мы хотим родить инстинктивно, мы можем подготовиться, начиная жить более инстинктивно. Мы можем, например, приложить усилия, чтобы меньше привязывать свою жизнь к часам, что британская активистка движения за естественные роды Шейла Кицингер называет
«… неоценённым технологическим вмешательством, которое оказывает главное нарушающее воздействие на поведение во время родов[8]».
Когда мы живём без часов — или просто прекращаем носить часы — нам легче быть созвучными нашим собственным инстинктивным и сонастроенным с Землёй ритмам, которые намного более мягкие у матерей и младенцев.
Духовные веры и практики — другой важный аспект беременности и родов. В практическом смысле, вера помогает нам верить в наши тела и в роды, и молитва — красивый способ подготовиться к родам и материнству. У систем верований, которые уважают женский так же, как и мужской принцип, есть специальное место в моём сердце, поскольку я вижу, с духовной точки зрения, какой большой вред женщинам может нанести религия, которая не в состоянии уважать женское тело и женские права. История также дала нам наших богинь родов и святых, от Артемиды до Марии (которая родила без помощи и в окружении млекопитающих), чтобы напомнить нам, что роды — естественный и инстинктивный акт для всех женщин.
Использование нашего тела
Что можно сказать в отношении того, как мы используем наши тела? Можем ли мы действительно рожать инстинктивно, если мы не можем использовать наши тела свободно? Если мы не можем сесть на корточки; если наши задние мышцы слабы от слишком длительного сидения; и если наши младенцы не будут иметь оптимальное положение из-за нашего образа жизни и неправильных способов, с помощью которых мы обычно используем наше тело, то как мы можем ожидать, что роды будет гладкими и инстинктивными?
Физическая подготовка — жизненный и важный аспект подготовки к инстинктивным родам, который помогает нам открыться «специфическим реакциям» наших инстинктов через, например, различные позы и положения.
Упражнения Активные Роды Джанет Бэлэскас[9], оптимальные расположение эмбриона[10], Розовый Комплект и/или предродовая йога, например, являются превосходными инструментами для этого. У этих форм подготовки к родам есть общие черты техники работы над телом; когда мы потягиваемся, мы также «потягиваем» наши внутренние верования и чувства, потому что наше тело и наш ум неотделимы.
Может быть трудно вне родильной комнаты понять, насколько глубоко мы можем войти в тело во время родов. Для меня было одной из самых сильных вспышек осознанности рождение моего первого ребёнка, Эммы, и я была очень благодарна своей йоге, которая так красиво учила меня «хомуту» (как переводится слово «йога»), то есть соединению моего тела и ума.
Обращение с нашим телом нежно во всём, что мы делаем, доброжелательное общение с нашим телом, и удаление, очень тщательное, отрицательных суждений о женских телах, которые настолько распространены в нашей культуре — эти простые методы помогут нам сохранить веру в нашу способность родить инстинктивно, поддерживая нас в беременности и в течение тяжёлого периода схваток.
Движение внутрь
Во время беременности мы должны войти глубже в наш ум, наше тело и наше настроение, чем когда-либо прежде. Мы можем обнаружить, что появятся воспоминания, отношения и события, которые мы раньше не осознавали. Это может вызвать замешательство и бросить нам вызов. К счастью, они обычно возникают постепенно на протяжении беременности, давая нам время, чтобы мы могли рассмотреть их, переварить и переработать. Посвящать время нашей внутренней работе во время беременности важно, поскольку это очистит нас для схваток и родов.
Эта внутренняя работа может быть такой простой, как ведение журнала, размышления о своём эмоциональном состоянии. Сны могут также быть неоценимым ресурсом для нашей внутренней жизни, и наши сны во время беременности могут быть особенно яркими и конкретными. Я рекомендую записывать и размышлять над любыми запомнившимися Вам снами; Вы можете даже усложнить их своей фантазией (придумать историю, или «задремав» далее со сном) или нарисовать, разукрасить или вылепить их. Юнговская методика состоит в том, чтобы взять каждый элемент сна, от живых до неодушевлённых объектов, и обдумать, какой аспект Вас представлен каждым элементом.
Так же, как проводить уединённую внутреннюю работу, мы также должны общаться с нашим партнёром, если это уместно, сохраняя сонастроенность и гармонию. Партнёр может оказать нам ценную поддержку и дать обратную связь — и иногда это очень полезная проверка, как обстоят дела в реальности! Близкий друг, врач или акушерка могут предложить подобную поддержку или, если мы настолько удачливы, круг общения (или мастерская) с подругами или разумными женщинами может обеспечить нас пространством, в котором мы сможем разделить и испытать наши самые глубокие чувства. Например, Рачана и её Женские семинары Мистерий (Мельбурн, Австралия)[11] оказывают превосходную поддержку в исследовании внутренней работы в период беременности.
Я также использовала художественные работы во время своей беременности Зоей, заполнив пять книг огромными пастельными мандалами (рисунки, основанные на круге). Они теперь —замечательный отчёт, и Зоя может видеть картины, которые я нарисовала, с ней в моем животе, и они гораздо более личный —и более красочный — отчёт, чем ультразвуковые фотографии. Удивительно сравнивать рисунки моих четырёх младенцев и видеть, как в моих простых картинах часто точно отразились мои размышлениями об их характере и развитии. Например, я обнаружила себя, рисующей.
Майю с тщательно нарисованным сердцем, на начальных стадиях беременности, во то время, когда развивалось её физическое сердце.
Вы можете прочитать больше об этом подходе в замечательной книге Роды Изнутри[12], и также есть некоторые красивые и вдохновляющие доступные журналы, посвящённые беременности. Я предлагаю Вам избегать фактических отчётов о Вашем теле и о ребёнке, и прислушаться, как это ощущается —исследовать и учиться доверять Вашему собственному внутреннему знанию.
Инстинкт и энергия
Многие умные женщины (и мужчины) заметили, что наши отношения с нашими любимыми — мощные факторы, и аспекты, родов. Ина Мей Гаскин, например, верит, что:
«…если женщина не похожа на Богиню в момент родов, то кто-то неправильно с ней обращался».
В её книге Духовное Акушерство[13], есть много историй об акушерках, изменяющих энергию родов, часто между матерью ребёнка и отцом, чтобы помочь процессу родов.
Другое озарение Ины Мей, в отношении родильной энергии, —это то, что энергия, которая привела к возникновению ребёнка, может помочь вывести ребёнка. Мы можем использовать её мудрость и позволить нам свободное выражение эмоций, особенно любви и сексуальности, с нашими партнёрами в процессе схваток, если чувствуем, что это правильно. Как я описываю в части 2 и 13, «Экстатические Роды» и «Безмятежные Роды», роды и занятия любовью способствуют выделению больших количеств окситоцина, гормона любви, и этот гормон (и всё, что пробуждает наслаждение, чтобы он был выделен), может, конечно, активизировать медленные или заторможённые схватки.
Другими основными отношениями, которые могут повлиять на энергию родов и на нашу способность рожать инстинктивно, являются отношениями между матерями и дочерями, особенно если мать присутствует при родах. Я слышала, что женщины рассказывали, что они не могли родить, пока их мать не покинула комнату — и есть другие, для которых верно противоположное.
Наконец, в своей книге «Предродовая йога и естественные роды[14]», Джиннайна Парвати Бейкер советует нам выбирать наших помощников тщательно, потому что (она уверена) роды не пройдут легко, если у кого-нибудь из присутствующих в родильной комнате нет веры в способность женщины родить.
Доверие нашим инстинктам
Я открыла ещё один мощный аспект инстинктивных родов во время рождения моего четвёртого ребёнка без помощи, и это —перспектива, отражённая во многих историях о родах без помощи или свободных родах. Во время схваток при родах Майи у меня было тонкое осознание её тела во мне и того, на какой стадии схваток я нахожусь. Для меня это было ясно, потому что у меня не было никаких наблюдателей или помощников, и поэтому я доверяла своим собственным инстинктам и знанию тела. Многие женщины рассказывали подобные истории о том, как они следовали своим инстинктам и интуиции, когда не было никакой доступной помощи. Например, во сне во время беременности Лора Шэнли узнала, как ей родить её младенца, выходящего ножками вперёд без помощи[15]; и сын Леилы Маккрэкен застрял в плечиках на несколько минут, но после этого легко родился с одним огромным сокращением[16].
Многие женщины рассказывали мне, много лет спустя, о том, что они сожалеют, что они не действовали в соответствии со своими инстинктами во время беременности и родов, а соглашались с мнением эксперта. Я прихожу к заключению, что, так же, как мы были естественно избраны для осуществления нашей физической способности рожать, мы — и все наши праматери — были наделены избранными точными инстинктами и интуицией в родах.
Это делает роды настолько безопасными, насколько это возможно, и также говорит нам, что мы должны внимательно прислушиваться к своим женским внутренним чувствам во время беременности, схваток и родов. Этот интуитивный аспект родов может быть легко затуманен, особенно когда мы обусловлены получать информацию с внешней стороны — медицинские и технологические тесты — загромождающую наши собственные внутренние знания.
Также мы можем лучше ощущать инстинкты нашего тела, когда мы полностью населяем его. Это может быть вызовом нашей чрезмерно интеллектуальной культуре; однако, простое осознание того, что эти интуитивные мощности существуют, может способствовать пробуждению наших инстинктов и интуиции.
Танец рождения
Роды — также инстинктивный акт для всех младенцев млекопитающих. Другими словами, наши младенцы знают, как вести себя. Это верно для младенцев во всех положениях, активное участие которых в процессе родов удивительно наблюдать. Например, в статье «Женщина, Рождающая младенца вперёд ножкам[17]» акушерка из Новой Зеландии Мэгги Бэнкс представила фотографии рождающегося вперёд ножками ребёнка, который, родившись до талии, делал движения ножками, как при езде на велосипеде, в промежутках между схватками, что помогало ему опускаться устойчиво и легко.
Мой третий ребёнок, Джейкоб, когда ему было два года, показал мне, как он отталкивался ножками, чтобы «родить себя [в] воду». Некоторые люди называют это «танцем рождения», и это напоминает нам, что есть два партнёра, и инстинктивно нацеленных на роды, и оба двигаются вместе в этом самом изящном из танцев.
Мы можем принять во внимание, что «роды столь же безопасны, как и жизнь» и нет ничего, будь то полноценный инстинкт или полная уверенность в технологии, что могло бы гарантировать прекрасный результат, прекрасный танец, для каждой матери и ребёнка. Трагедия и горе — также главные аспекты родов, и это мы знаем интуитивно. Мы признаем это с нашими родовыми ритуалами, которые во всех культурах разработаны так, чтобы содержать наш естественный и адекватный страх перед этим экстраординарным и сверхъестественным процессом.
В заключение
Роды — обширны и многогранны, сияющие и таинственные. Роды содержат множества, и посредством них мы рождаем наши множества. Мы рождаем наши надежды и страхи, наши экстазы и наши муки, к нашей радости и нашему разочарованию. Мы рождаем наших младенцев, каждый из которых — прекрасный и сияющий. Мы рождаем с нашими инстинктами, и мы рождаем против наших инстинктов. Мы рождаем нашу способность к инстинкту, который будет способствовать нашему взаимопониманию с нашими младенцами, которые являются, и всегда будут, инстинктивными существами.
Нас всех могут благословить инстинктивные роды.
Источники
- [1] Garmonsway G. The Penguin English Dictionary. 2nd edn. Middlesex: Penguin, 1969, p 390.
- [2] Odent M. Birth Reborn. 2nd edn. London: Souvenir Press, 1994.
- [3] Common Knowledge Trust. The Pink Kit; Essential preparations for your birthing body. Nelson New Zealand: Common Knowledge Trust, 2001.
- [4] International College of Spiritual Midwifery. Melbourne: www.womenofspirit.asn.au.
- [5] Naish F, Roberts J. The Natural Way to Better Babies: Preconception Health Care for Prospective Parents. Sydney: Random House, 1996.
- [6] Naish F, Roberts J. The Natural Way to Better Birth and Bonding. Sydney: Doubleday, 2000.
- [7] Naish F, Roberts J. Healthy Parents, Better Babies: A Couple’s Guide to Natural Preconception. Freedom CA: The Crossing Press, 1990.
- [8] Kitzinger S. Sheila Kitzinger’s letter from Europe: the clock, the bed, the chair, the pool. Birth 2003; 30 (1):54–6.
- [9] Balaskas J. Active Birth: The new approach to giving birth naturally. Revised edn. Boston: The Harvard Common Press, 1992.
- [10] Sutton J, Scott P. Optimal Foetal Positioning. Tauranga New Zealand: BirthConcepts, 1996.
- [11] Women’s Mysteries 5 day workshops. www.humantransformation.com.au
- [12] England P, Horowitz R. Birthing From Within: An extraordinary guide to childbirth preparation. Albuquerque NM: Partera Press, 1998.
- [13] Gaskin IM. Spiritual Midwifery. 4th edn. Summertown TN: The Book Publishing Co, 2002.
- [14] Baker JP. Prenatal Yoga and Natural Childbirth. 3rd edn. Berkley: North Atlantic Books, 2001, p 90.
- [15] Shanley LK. Unassisted Childbirth. Westport CT: Bergin & Garvey, 1994.
- [16] McCracken L. Resexualizing Childbirth. Coquitlam BC: Birthlove, 2000.
- [17] Banks M. Breech Birth, Woman Wise. Hamilton New Zealand: Birthspirit Books, 1998.