Я учусь быть мамой. Никитина Л.А.

Семья Никитиных за четверть века обросла легендами, а теперь еще и ярлыками: «педагоги-новаторы», «авторы системы нетрадиционного воспитания», «родители-профессионалы» и т.д. Книга Л.А. Никитиной разрушает этот стереотип. Она – словно отчаянная попытка прорваться к живым людям и показать, что все мы – и «знаменитые», и «простые» – равны и интересны друг другу только «выделыванием себя в человека» (Достоевский). Именно этим, по мнению автора, мы и можем быть близки и нужны нашим детям.

Книга включает в себя две изданные ранее книги:

  • «Отчий дом» (1982),
  • «Я учусь быть мамой» (1983).
Я учусь быть мамой. Никитина Л.А.
Я учусь быть мамой. Никитина Л.А.

Содержание

Что может семья? (вместо предисловия)

Отчий дом (1982 г)

Семейное счастье, от чего оно зависит?
Послушаем счастливых
Глава семьи
Муж и жена
Отец и мать
Дети
Бабушки, дедушки
Чужая родня
Деньги в семье
Трудный возраст
Общими усилиями
Время на воспитание
Игра – необходимость
Труд – удовольствие?
Лень-матушка
А контроль нужен?
Наказание
Забота
Пишите письма!
Праздник в доме
Низко кланяюсь вам

Я учусь быть мамой

Какая мама нужна!
«Зачем детям нужна мама!»
Разговор о совести
С чего я начинала
Девочки предвоенной поры
Несколько страничек про любовь
Экзамены принимает жизнь
Сначала был экзамен «на жену» и «на мужа»
Конфликт из-за раскладушки
Когда во мне родилась мать
Что главное в самом начале
Надо ли быть хорошей хозяйкой!
Без детей, оказывается, нам нельзя
Как быть с работой
Бунт против эмансипации
Четыре наши «ипостаси»
Моя «схема предпочтений»
Одно другому должно помогать!
Я учусь быть мамой
Я согласна с корчаком
Это великое «я сам»!
Как дети учат
С игрой и без нее
Сказка – ложь!
Ох уж это наказание!
Кто поможет матери?

Из дневника начинающей мамы
Кто поможет маме?
Наши предложения работникам детского сада
Мое путешествие в будущее
Грустное послесловие с оптимистическим концом

Что может семья? (вместо предисловия)

Вспомнились мне слова Твардовского – они часто мне вспоминаются и могли быть эпиграфом к жизни семьи вообще:

Неизменно ты со мной –
Боль моя, моя отрада,
Отдых мой и подвиг мой.

Поначалу хотелось пропеть гимн Семье, которая представляется мне действительно опорой жизни, без нее не расстаться с чувством одиночества, никому ненужности.

Вот говорят: «Чужих детей не бывает», – красиво, а неправда: бывают! С тех пор, как стала распадаться семья, таких – НИЧЬИХ! – детей становится катастрофически больше во всем мире. Да и взрослых тоже.

Мудрец Сент-Экзюпери сказал, что каждому надо кого-то «приручить», то есть сделать своим. Если ты чей-то – тот самый, без которого жизнь не мила, – тогда ты держишься в жизни уверенно, ты знаешь, что ты кому-то – пусть единственному человеку! – дорог. И это тебя спасет от многих бед и заблуждений, может быть, даже от смерти.

Сент-Экзюпери вспоминал, как они с товарищем ползли по пустыне и по горам, добираясь после катастрофы к людям. Они изнемогали совсем, легче было умереть, нежели дойти. И спасло их одно, единственное чувство: они знали, что их ЖДУТ и будет очень-очень плохо людям, которые их ждут. И это дало им силы выстоять.

Откуда же берется это чувство незаменимости и драгоценности твоей жизни?

А вот откуда:

Любили тебя без особых причин.
За то, что ты внук и за то, что ты сын,
За то, что малыш и за то, что растешь,
За то, что на маму и папу похож…
И эта любовь до конца твоих дней
Останется тайной опорой твоей.
(В. Берестов)

Об этом же пишет и А. Твардовский:
Он у каждого из нас
Самый сокровенный
И бесценный наш запас
Неприкосновенный.
Он про всякий час, друзья,
Бережно хранится
И с товарищем нельзя
Этим поделиться,
Потому – он мой, он весь –
Мой святой и скромный
У тебя он тоже есть –
Ты подумай, вспомни…

Хорошо, если есть что вспомнить. А если нет? Если не было этого запаса любви в семье родителей? Что тогда? Ведь всякое переживает любая семья: не одними розами усыпан ее путь… Когда я встретила в дневниках Л. Н. Толстого размышления о счастье и несчастье семейном, поневоле сделалось не по себе. Толстой, как всегда, беспощаден в поисках правды:

«Главная причина семейных несчастий та, что люди воспитаны в мысли, что брак дает счастье. К браку приманивает половое влечение, принимающее вид обещания, надежды на счастье, которое поддерживает общественное мнение и литература, но брак есть не только не счастье, но всегда страдание, которым человек платится за удовлетворение полового желания, страдание в виде неволи, рабства, пресыщения, отвращения, всякого рода духовных и физических пороков супруга, которые надо нести…»

Толстой перечисляет все эти пороки. Я их не буду здесь приводить. А дальше:

«Всё это, или хоть что-нибудь из этого всегда будет, и нести приходится всякому тяжелое… забота, удовлетворение, помощь – все это принимается как должное; все же недостатки, как не должное, и от них страдают тем больше, чем больше ожидалось счастья от брака.

Главная причина этих страданий та, что ожидается то, чего не бывает, а не ожидается того, что всегда бывает… люди вообразят себе, что их ждут всякого рода наслаждения и что все их дело в том, чтобы пользоваться ими. Как же при этом не быть несчастным? Всё тогда: и труд, и препятствия, и болезни (необходимые условия жизни!), – представляются неожиданными страшными бедствиями».

Боюсь, что после этих слов захочется ли жениться и выходить замуж? А ведь Толстой написал правду. И в то же время он, по-моему, исказил эту правду, сделал ее односторонней и не сказал главного: все препятствия, все сложности, которые испытывает семья, преодолеваются, если люди соединены не только этим самым половым вожделением, а чувством, которое на русском языке называется Любовью. Глубина этого понятия бесконечна, недаром говорится: «Бог есть любовь». И это чувство выращивается всей семьей. Именно оно и становится опорой для человека.

КАК это происходит – вот вопрос, на который мне и моим читателям предстоит искать ответ, чтобы помочь друг другу. Для начала я выскажу мысль, может быть, для кого-то крамольную: семья МОЖЕТ и унизить, и возвысить; дать крылья для полета в трудной жизни и затянуть в такую помойку, из которой, кажется, и не выбраться; вытащить из болота и утопить… А самое главное, что все это может сделать одна и та же семья!

Любая семья проходит через взлеты и падения… Но спасается она только тогда, когда в ней понимают друг друга, когда горе и радость каждого переживаются близкими сильнее, чем им самим. Как это бывает? А вот, например, как было недавно со мной.

Пошла такая полоса в жизни, когда все валится из рук и кажется, что я вообще ни на что не годна, взялась не за свое дело, и сил нет, чтобы это изменить… Тяжелое ощущение. К тому же знаю, что своим хмурым видом, печалью, унынием я действую на всех остальных. И осознание этого еще больше унижает, еще больше обессиливает…

В такие минуты, накапливая подобные ощущения, люди. наверное, и приходят к мысли, что вообще жить не стоит… И вот я сижу одна, в темной комнате, и появляется, тихонько открыв дверь… не ангел-хранитель, нет, – человек… И начинает меня… спасать. Как умеет. Надо признаться, мы не очень умеем догадываться, что может помочь человеку в трудную минуту, и поначалу присутствие дочери и ее слова чем-то раздражают…

Спасает меня после долгого сумбурного разговора не сам разговор и не все старания дочки отвлечь, развлечь, усовестить меня – нет, не это! А что? То, что за всем этим стоит. Не умом, а всем существом своим я наконец понимаю, что она не о себе думает, а обо мне, потому что она меня… любит. Любит! Именно это и толкает людей на старание понять, про-стить, предостеречь, иногда воевать и скандалить. И все это во благо, если забота не о себе, а о другом, пусть неумелая, иногда грубая, но сердце-то должно почувствовать, что человек страдает ради тебя! И уже одно это как свет в окошке. Вот – любовь!

Не отринь ее, отзовись – так и выращивается это чувство в семье. Или губится, не находя понимания и сочувствия.

Вы давно перечитывали повесть А. Грина «Алые паруса»?

Скептики говорят о ней: «сказка»… Но она тем и хороша, что может стать былью реальной жизни. Вспомните, как Грэй говорит своему помощнику о предстоящей женитьбе:

“Когда для человека главное – получать дражайший пятак, легко дать этот пятак, но, когда душа таит зерно пламенного растения – чуда, сделай ему это чудо, если ты в состоянии. Новая душа будет у него и новая у тебя… есть не меньшие чудеса: улыбка, веселье, прощение, и – вовремя сказанное, нужное слово. Владеть этим – значит владеть всем”.

Каково?

Казалось бы, с этого и начинают. Есть один смешной мультик (и грустный одновременно).

Во все времена кавалеры обещают райские кущи своим возлюбленным. Феерией начинается семейная жизнь, а продолжается и в каменном веке, и в современном одинаково: жена отдраивает, отмывает кастрюлю с остервенением и со скорбным выражением лица.

Это правда: так любовная лодка разбивается о быт, поглощающий своей рутиной все возвышенные намерения и чувства.

«…Люди обедают, только обедают, а в это время слагаются их судьбы и разбивается их жизнь», – так пишет А. Чехов.

Как ему не поверить? Ведь именно об этом говорит и Толстой. Может быть, и Грэй когда-нибудь тоже после многих лет супружеской жизни, начавшейся так волшебно, забудет это начало и забудет, какой Ассоль была прежде… А она, при этих кастрюлях, при этом самом быте, превратится… В кого превращаются наши жены и матери?

Даже пословица есть: «Все девушки хороши, откуда берутся злые жены?»

И в самом деле – откуда?

Есть в моей любимой книге о Ходже Насреддине (Л. В. Соловьев. «Очарованный принц») удивительные строчки. Когда я читаю их вслух, не могу справиться с комом в горле. Гюльджан, которая когда-то покорила Ходжу Насреддина своей красотой и неприступностью, стала его женой и разделила с ним все тяготы его беспокойной жизни. Да еще и семерых сыновей подарила ему и себе на радость.

И «Ходжа Насреддин смотрел на неё с грустной и доброй усмешкой. Кто мог бы узнать в этой толстой крикливой женщине с красным лицом прежнюю Гюльджан? Но у Ходжи Насреддина было двойное зрение, и он, когда хотел, мог смотреть на свою любимую жену глазами сердца и видеть ее прежней». Вот если бы нам – всем мужьям и всем женам – иметь такое двойное зрение, которое мы теряем с годами!

А его можно сохранить! Можно, если помнить, что с тобой рядом человек, который разделил с тобою труд жизни и помогал тебе, и лечил тебя, и заботился о тебе, и провожал, и встречал тебя, и… в последний путь проводит, и останется, чтобы продолжить твое дело, а рядом будут расти дети, и жизнь твоя продолжится в делах, в памяти живых, оставленных тобою, людей.

Если дети живут в такой семье, они напитаются любовью, напитаются своим чувством достоинства и незаменимости и будут жить, сберегая это ощущение, действительно опору жизни.

Мне захотелось припомнить: а как собственно жили до встречи Артур Грэй и Ассоль? Помнится, как они встретились, соединились, вся романтика их любви, а с чего начиналась их жизнь? Я спрашивала тех, кто читал книгу, – не вспомнили. Я и сама не помнила Начала этих двух людей. А в чем оно заключалось? Почему они выросли умеющими любить? И я заглянула в книгу.

Совсем маленькой Ассоль осталась без матери, погибшей от нужды. Ее отец, простой, необразованный и не просвещенный никакими книгами матрос, растил девочку один. Она спрашивала у него: «Папа, почему не любят нас люди?» Вы помните, что ответил он? «Э, Ассоль, – говорил Лонгрен, – разве они умеют любить? Надо уметь любить, а этого-то они не могут». – «Как это – уметь?» – «А вот так!»

Он брал девочку на руки и крепко целовал грустные глаза, жмурившиеся от нежного удовольствия…

Любимым развлечением Ассоль было… забраться к нему на колени и, вертясь в бережном кольце отцовской руки, трогать различные части игрушек, расспрашивая об их назначении…»

Когда Ассоль рассказала отцу о предсказании волшебника, об Алых парусах, он ведь не усмехнулся, этот старый матрос, не посмеялся над девочкой, не разуверял ее, что это сказка, вранье, выдумки… «Лонгрен вспомнил, что в великих случаях детской жизни подобает быть человеку серьезным и удивленным…»

А вот он оставляет уже взрослую Ассоль и уезжает на заработки. Озабоченный этими сборами и будущим отъездом, он все же замечает что-то необычное в лице дочери:

«– Ассоль, – сказал Лонгрен, беря ладонями ее лицо и поворачивая к себе, – выкладывай, что случилось».

Вот ведь! Человек погружен в свои заботы и тем не менее он постоянно чувствует свою дочку! Многие ли из нас на это способны?

Богатейшая семья Артура Грэя. Жизнь, ни в чем не похожая на жизнь Ассоль в рыбачьем поселке. Но мать Артура – «знатная дама, чье лицо и фигура, казалось, могли отвечать лишь ледяным молчанием огненным голосам жизни… эта Лилиан Грэй, оставаясь наедине с мальчиком, делалась простой мамой, говорящей любящим кротким тоном те самые сердечные пустяки, какие не передать на бумаге – их сила в чувстве, не в самих них».

Может быть, это и есть обучение Любви, той самой Любви, которая потом помогает людям понять друг друга? А ведь именно этому учат дети, если их любишь. Так они и сами учатся святой науке слышать друг друга. Тогда будешь их чувствовать, будешь их слышать, а через них научишься слышать и понимать других людей. И никакой учебник, никакие консультации этому не научат, этому может научить только любящий человек. И Любовь к нему, которая и состоит-то в понимании друг друга, которое не дается просто-запросто, не сваливается ниоткуда. Каждый из нас, напитавшись этим чувством в детстве, несет его близким людям, учится отдавать и с благодарностью принимать его, испытывая непреодолимую потребность во взаимопонимании и Любви.

Вот для чего нужна семья, в которой и совершается Труд Любви. И то, что будет создано в ней, – это самое драгоценное, что может человеку подарить жизнь. Тогда он многое способен совершить на пути от ЗВЕРОчеловека к БОГОчеловеку.

Путь духовного совершенствования – вот он-то и есть путь Человека. Его невозможно пройти с помощью технологий, тренингов, книг. Это делает сама жизнь с теми людьми, за которых ты отвечаешь и душой, и телом. А это и есть семья. Вот как об этом коротко и очень емко, мудро сказал Пушкин. Снова и снова я возвращаюсь к его мысли, она мне как путеводитель в жизни:

«Зависимость жизни семейственной делает человека более нравственным. Зависимость, которую налагаем на себя из честолюбия или из нужды, унижает нас». Вот чего недоговорил в своем рассуждении о семье Л. Н. Толстой.

Да, семья делает человека несвободным, обременяя его, но именно она делает человека более нравственным, то есть более Человеком. А то, что сейчас, в наше рыночное время, расцвели честолюбие и нужда – камнем тянет нас вниз, делает нас НЕчеловеками. Давайте думать об этом, давайте сопротивляться тем узам, которые действительно делают человека не просто несвободным, а низводят его до животного состояния. Много таких соблазнов в жизни человека.

Но когда вместе с нами живут дети (как писал А.Платонов), «их слабенькие, маленькие ручки заставляют нас не только пахать, заниматься домоводством, но и всячески заботиться», это и толкает нашу огромную жизнь к лучшему. Значит, стоит вынести в семье все тяготы и трудности, потрудиться ради детей, ради близких и, в конце концов, ради себя самого. И надо знать, когда соединяешь свою судьбу с судьбой близкого человека, что тебе предстоит большой Труд жизни, который даст тебе то, что заслужишь: либо РАЙ бескорыстной любви, либо – АД заброшенности и одиночества.

Все мы накапливаем в этом Труде свой опыт. Давайте поделимся им друг с другом. Мы, Никитины, на это когда-то отважились и, как люди говорят, не зря – пригодился наш опыт другим.

Лет 20 тому назад я обратилась с такой просьбой к читателям «Комсо-мольской правды». В рубрику «Домашний педсовет» пришло очень много интереснейших писем. Их обзор, а вернее беседа с их авторами, и послужила основой книги «Отчий дом».

Жду и ваших писем, уважаемые друзья-родители: дружно не грузно, а врозь – хоть брось.

Скачать книгу

Скачать только этот материал

Я учусь быть мамой. Никитина Л.А.
0 0 голосов
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомление о
guest
0 Комментарий
Встроенные отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Будем рады вашим мыслям, прокомментируйте.x
Share via
Copy link