Интересная книга Марка Синглтона «Тело Йоги: истоки современной постуральной практики» раскрывает секреты происхождения современной хатха-йоги. Автор, будучи сам известным практиком йоги и по совместительству доктором философии Кембриджского университета, делает вывод о преимущественно европейском происхождении большинства современных йогических практик.
Синглтон раскрывает то, как европейская физкультура проникала в 19-20 вв. в колониальную Индию. Основными компонентами, повлиявшими на индийскую йогу, были шведская гимнастика Пера Хенрика Линга (1776-1839) и датская гимнастика Нильса Буха (1880-1950). Под влиянием идей индийского национализма эти гимнастические системы трансформировались в “исконно индийскую” хатха-йогу и именно в таком виде завоевали популярность во всем мире. Несмотря на древние упоминания о йоге в индийских текстах, никем не было доказано присутствие множества физических упражнений в этой системе, поэтому выводы Синглтона выглядят более чем убедительными.
Как известно, современная хатха-йога активно критикуется РПЦ, как некое бесовское проявление, что невероятно доставляет, так как человек, оказавший наибольшее влияние на ее становление в Индии 19 века, а именно Пер Хенрик Линг, создатель шведской гимнастики, был доктором богословия в университете Лунда в Швеции…
К сожалению, автор рассматривал исключительно только внешние факторы формирования такого феномена как йога. Причем речь здесь идет именно о хатха-йоге, т.е. йоге физических упражнений, а не йоге, как философской системе.
Несмотря на то, что в хатха-йоге присутствовало незначительное число асан, самый старый имеющийся текст, Хатха Йога Прадипика, дает только 15 поз, Гхеранда Самхита – 32 асаны, нельзя сказать, что манипуляции с телом отсутствовали в йоге. Большинство этих асан призваны помогать практикующему концентрировать внимание во время медитации. Но есть и чисто укрепляющие позы, типа позы петуха – куккутасаны, и позы павлина – маюрасаны. Поэтому утверждать об отсутствии исторической связи между упражнениями современной хатха-йоги и древней, как это делает автор, не совсем корректно.
Основное мысль книги Марка Синглтона – это анализ происхождения очень своеобразного восточного метода тренировки, а именно (…). Безусловно, шведская гимнастика Линга тоже имела в своем арсенале статические позы, но нет данных, что эти позы были чуть ли не основой тренировки, как например в китайском цигун.
Изучение именно этого феномена, по моему мнению, было бы наиболее продуктивным способом доказать отсутствие или присутствие преемственности между гимнастическими системами. Нет данных о том, что европейские системы в целом использовали статическую нагрузку в позах, как основу тренировки. Наоборот, вся европейская физкультура, начиная с Древней Греции, была очень подвижной. В то время, как в Китае, в той же позе всадника, практикующий мог стоять часами, и так изо дня в день. Именно статическое выполнение упражнений позволяло адептам восточных гимнастических систем достигать пресловутого состояния читта-вритти-ниродха или однонаправленного сознания, которое является квинтэссенцией медитативной практики.
А вот связь йоги с различными средневековыми мракобесиями автор показал очень убедительно. Фактически, можно сказать, что то, что есть в хатха-йоге полезного было (…). А все поиски внутри себя каналов с праной и прочие тантрические кундалини – (….). Вся эта психогормональная наркомания была нужна средневековым последователям йоги только с одной целью (…). Поэтому вывод автора о европейском происхождении йогических оздоровительных систем можно считать верным, если конечно речь идет о настоящем здоровье, а не о поисках эфемерного бессмертия.