Тело йоги. Истоки современной практики

В этой книге исследуется расцвет практики асан в современной транснациональной йоге. Сегодня йога практически синонимична практике асан, и классы постуральной йоги можно найти почти в каждом городе развивающихся стран мира; их количество растёт на Ближнем Востоке, в Азии, Северной и Центральной Америке и в Австралии. Йога «клубов здоровья» также возрождает свою популярность среди богатого городского населения в Индии. Хотя точную статистику практикующих установить трудно, очевидно, что постуральная йога переживает бурное развитие.

С 1990-х йога становится многомиллионным бизнесом, и начинаются громкие судебные баталии за обладание правом собственности на асаны. Стили, последовательности и сами позы становятся предметом франчайзинга, авторских прав и патентов частных лиц, компаний и государства, а йога используется для продажи широкого спектра товаров от мобильных телефонов до йогурта. В 2008 году расходы практикующих йогу в США на йога-классы, йога-поездки и сопутствующие товары составили за год 5,7 миллиарда долларов (Yoga Journal, 2008), – цифра, равная примерно половине ВВП Непала (CIA 2008).

Тем не менее, несмотря на громадную мировую популярность постуральной йоги, имеется очень мало или не имеется вообще свидетельств того, что асаны (за исключением нескольких сидячих поз для медитации) когда-нибудь были основным аспектом какой-либо индийской традиции практикования йоги – в том числе и средневековой, телесно-ориентированной хатха-йоги – вопреки многочисленным притязаниям многих современных школ на собственную аутентичность (см главу 1).

Первичность выполнения асан в сегодняшней транснациональной йоге является новым феноменом, не имеющим никаких аналогов в досовременные эпохи. В конце 1800-х в Индии начинается возрождение главным образом англоязычной йоги, и возникают новые синтезы практических методов и теорий, связанные в первую очередь с учением Вивекананды (1863-1902). Но даже в этих новых формах практика асан, столь распространённая сегодня, отсутствует.

В действительности Вивекананда и его последователи явно дистанцировались от асан, так же, как и других техник, ассоциируемых сегодня с хатха-йогой, как от неподобающих и неприятных.

В результате, они продолжают полностью отсутствовать в начальных проявлениях практической англоязычной йоги. В этой работе я приступил к исследованию причин, по которым асаны были изначально исключены из современных учений йоги, и какие изменения они претерпели, чтобы быть, в конце концов, ассимилированы ими.

Как случилось, что при таких бесперспективных начинаниях асаны достигли сегодняшнего положения, когда их используют как краеугольный камень в фундаменте транснациональной йоги?

Каковы были обстоятельства, способствовавшие исключению асан из поля зрения учителей йоги раннего модерна, и на каких основаниях стало возможным их возвращение?

Во времена синтеза йоги Вивекананды, в 1890-х, постуральные практики преимущественно ассоциировались с йогином (или, более популярно, «йогом»). Этот термин означал, в частности, йогинов традиции Натха, но в более широком смысле служил для обозначения разнообразных аскетов, колдунов и уличных исполнителей. Часто он смешивался с мусульманским «факиром», и поэтому «йог» символизировал всё ложное в некоторых ответвлениях религии индуизма.

Постуральные конторсии хатха-йоги ассоциировались с отсталостью и суеверием, и поэтому многие считали, что им нет места в современных научных предприятиях и инициативах йоги.

В первой половине данной работы я исследую образ йогина, как он появляется в путевых заметках, в учёности (scholarship), в поп-культуре и в литературе популярной практической йоги, с целью понять особенности статуса хатха-йоги в те времена.

Это создаст необходимый контекст для второй половины исследования, в котором я сосредоточился на конкретных модификациях, через которые пришлось пройти хатха-йоге, чтобы перестать восприниматься как вредоносное насекомое на религиозном и социальном ландшафтах Индии. 

Объект исследования этой книги – сущностный, но до сих пор игнорируемый аспект развития йоги.

Исследования современной йоги, как правило, принимают во внимание переход от манифестации йоги-без-асан Вивекананды в середине 1890-х, до хорошо известных постурально-ориентированных форм, которые начинают появляться в 1920-х.

Два основных исследования этой области на сегодняшний день, Де Микелис (De Michelis, 2004) и Альтера (Alter, 2004), были сосредоточены на обоих этих моментах истории транснациональной йоги, но не смогли предоставить удовлетворительного объяснения, почему асаны были изначально исключены, и каким образом они в конце концов были востребованы заново.

Настоящая работа направлена на выявление факторов, изначально повлиявших на формирование транснациональной йоги, принятой сегодня, и обусловливающих в некотором смысле «предысторию» международной асана-революции, получившей полную раскрутку у Б.К.С. Айенгара и других в начале 1950-х.

 
 

ЭТА ПРЕДЫСТОРИЯ ВКЛЮЧАЕТ ИССЛЕДОВАНИЕ:

  • ДВИЖЕНИЙ МЕЖДУНАРОДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОСОБОВ, которыми они воздействовали на сознание индийской молодёжи на рубеже девятнадцатого – двадцатого столетий;
  • ЭКСПЕРИМЕНТОВ, ОПРЕДЕЛИВШИХ ОСОБЕННУЮ ПРИРОДУ ИНДИЙСКОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, которые привели к реорганизации асан в качестве вневременных форм выражения упражнений индуизма;
  • КВАЗИ-РЕЛИГИОЗНЫХ ФОРМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, охвативших Европу девятнадцатого столетия и проложивших свой путь в Индию, где они формировали и отфильтровывали новые популярные интерпретации националистического индуизма;
  • ЗАПАДНЫХ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ПРАКТИК АСАН, разработанных в Индии и возвратившихся обратно на Запад, где они объединились и отождествились с формами «эзотерической гимнастики», популярность которой возрастала в Европе и Америке с середины девятнадцатого столетия, независимо от каких-либо контактов с традициями йоги.

Постурально-ориентированная йога, какой мы знаем её сегодня, является результатом диалога между парарелигиозными современными техниками телесной культуры, разработанными на Западе, и разнообразными дискурсами йоги «современного» индуизма, которая возникает со времени Вивекананды.

Несмотря на повседневные апелляции к традиции индийской хатха-йоги, современная постурально-ориентированная йога не может в действительности считаться прямым наследником этой традиции.

Представляем Вам…

Тело Йоги. Истоки современной постуральной практики

Изначальными первоисточниками этого исследования послужили популярные англоязычные руководства по йоге с конца 1800-х до 1935 годов.

Де Микелис (2004) предположила, что «современная йога» начинается с выхода «Раджа Йоги» Вивекананды 1896 года, и, хотя имеются некоторые исключения, такие как Теософское общество, спонсировавшее работы М.Н. Двиведи (M. N. Dvivedi, 1885 и 1890) и Рам Прасада (Ram Prasad, 1890), в основном верно, что практически-ориентированные руководства по англоязычной йоге возникают в этот период как жанр. Действительно, Дж. Гордон Мелтон (Melton, 1990: 502) признал книги Рам Прасада первыми, в которых «объяснялась и отстаивалась практика йоги».

Обзор литературы из фондов библиотеки Кембриджского университета и Индийского отделения Британской библиотеки в Лондоне показал, что до 1920-х темы асаны и хатха-йоги как правило отсутствуют в популярных руководствах. Последующий обзор коллекций библиотеки Стэндфордского университета и библиотеки Калифорнийского университета Беркли укрепил это представление и в отношении авторов йоги, обосновавшихся в Америке.

Эти обзоры позволили мне изучить большинство из имеющихся практических англоязычных руководств по йоге, опубликованных в Индии, Великобритании и США до 1930-х годов.

После Второй мировой войны происходит взрыв интереса к йоге и к литературе, посвящённой этой теме, и я нисколько не претендую на авторитетное и всестороннее знание об этом периоде.

При этом легко заметить, что после Второй мировой войны популярные англоязычные руководства по йоге как правило предоставляют позам йоги значительно больший приоритет, чем когда-либо раньше.

 
 

ИЗ ЭТОГО ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО ОБЗОРА ВОЗНИКЛИ СЛЕДУЮЩИЕ ВОПРОСЫ:

  • Почему асаны и хатха-йога в целом отсутствуют в ранних популярных руководствах по йоге?
  • Каковы были обстоятельства, посредством которых постуральная практика смогла в середине двадцатого века занять положение единственной и самой существенной особенности транснациональной йоги, чтобы стать, по крайней мере в неазиатских контекстах, синонимом самой йоги?
  • Можно ли считать практики сегодняшней постуральной йоги и рамки верований, которые их воодушевляют, «современными» в типологическом смысле?
  • И если да, то как эти современные формы связаны со средневековой традицией хатха-йоги, наследниками которой они себя столь часто объявляют?

Далее мы рассмотрим каждый из этих вопросов отдельно и поймём, почему и как и откуда произошла йога. А сейчас предлагаю Вам познакомиться с автором данного исследования.

Марк Синглтон — автор исследований по традиционной и современной йоге, преподаёт в колледже Сент-Джонса, Санта Фе, США.

Под руководством Элизабет Де Микелис, автором «Истории современной йоги», защитил диссертацию на звание доктора философии на факультете богословия в Кембридже.

Его работа «Тело Йоги: истоки современных постуральных практик» включает исследование постуральных практик в период с 1875 по 1940 годы.

Марк Синглтон много лет сам практикует йогу, и эта книга представляет не только концептуально новый исторический метод исследования происхождения постуральной йоги, но и собственный феноменологический опыт практикующего.

 

«…Я хорошо знаю — на основании нескольких лет неформальных дискуссий о материалах, представленных здесь — что моя работа может вызвать весьма специфические реакции в определённых кругах. Те, кому агиографии предпочтительнее истории, некоторые западные апологеты «традиционных» систем современной постуральной йоги, могут легко сбросить эту работу со счетов как неуместную или злонамеренную, а её автора как академического нарушителя, незаконно вторгшегося на святую землю.

Другие, кто враждебно настроен по отношению к авторитету современных традиций (или, кто недоволен, что «всё уже сделано» в йоге), будут упиваться тем, что посчитают за столь необходимое разоблачение удобного, но лживого мифа.

Обе эти ответные реакции основаны на предположении, что моим намерением было «сокрушить» обоснованность современной йоги или показать, что постуральные формы существуют сегодня как «незаконнорождённые», «дефектные», «выхолощенные», «искусственные» (и т.д.), по отношению к истинному смыслу и подлинной практике йоги. Однако обе эти реакции, помимо того, что искажают мою позицию, неадекватны и нежелательны, поскольку они подавляют подлинное и основательное размышление о сущности современной йоги».

МАРК СИНГЛТОН

МАРК СИНГЛТОН

ВОТ, ЧТО ВЫ УЗНАЕТЕ:

  • Глава 1 представляет короткий обзор йоги в индийской традиции с особенным акцентом на хатха-йоге, как она известна нам из средневековых текстов и современных исторических штудий. Как видно из резюме, современная постуральная ортопраксия в действительности не напоминает ни одну из форм йоги, из которых, как утверждают, она происходит.
  • Глава 2 рассматривает некоторые самые ранние столкновения европейцев с йогинами на протяжении семнадцатого века и переходит к анализу их всё более ничтожного статуса на протяжении колониального правления. Ориенталисты девятнадцатого века, как я предполагаю, обобщили позицию йогина, и первые английские переводы текстов хатха свидетельствуют о глубокой враждебности к самим практикам, которые в них представлены. Также я рассматриваю здесь источники современной медицинской йоги девятнадцатого века, и одним из её проводников была «хатха» практика, в конечном итоге, утилизированная новаторами двадцатого века, такими как Кувалаянанда.
  • В главе 3 я обращусь к теме сценического представления йогина. В результате экономических и политических репрессий в конце восемнадцатого столетия многие хатха-йогины прибегают к уличным представлениям как к средству существования. Это, в сочетании с новыми технологиями фотожурналистики, делает постуральные конторсии йогина привычным компонентом «экзотического Востока».
  • В главе 4 я предлагаю краткий отчёт о современной националистической физической культуре. Это обеспечивает контекст для рассмотрения нескольких наиболее важных форм физической культуры, представленных в Индии конца девятнадцатого и начала двадцатого столетия. Этими формами были скандинавские гимнастики модели Линга, техники бодибилдинга и этос Сандова, и различные методы, продвигаемые индийской YMCA под руководством Х. С. Бака.
  • В главе 5 более подробно рассматривается арена индийской физической культуры этого периода.
  • В главах 6 и 7 рассматривается развитие этих первых экспериментов в начале двадцатого века. На протяжении первых десятилетий двадцатого века асана по большей части продолжает отсутствовать в популярных самоучителях англоязычной йоги. Здесь я анализирую, каким образом она постепенно становится самой значимой частью практики в мэйнстриме современной йоги. Как я надеюсь показать, новое тело йоги было полностью сформировано в практиках и дискурсах физической культуры современности, «здравоохранизма» и западной эзотерики.
  • В главе 8 я утверждаю, что современная постуральная практика не может быть понята без рассмотрения технологий визуальной репродукции. Достижения в областографии и распространение печатных изданий создали условия для популяризации тела йоги и в значительной степени определили основные свойства этого тела. В результате, непреодолимая зависимость современной йоги от фотографического реализма элиминировала тело «традиционной» хатха-йоги.
  • В главе 9 я рассматриваю чрезвычайно влиятельные формы постуральной практики, разработанные Т. Кришнамачарьей в его бытность учителем йоги в Майсуре в 1930-х и 1940-х годах. Предыдущие главы вынуждают нас увидеть эти радикально инновационные формы, в которых берут начало несколько самых известных сегодня постуральных систем, как выросшие из современного увлечения физической культурой. Я продемонстрирую, что особый стиль практики йоги у Кришнамачарьи не столь уникален, как можно было бы предположить, но является полномочным синтезом западного и индийского режимов физической культуры, который был контекстуализирован в «традиционной» хатха-йоге.

КРОМЕ ТОГО, ЗАКАЗАВ КНИГУ «ТЕЛО ЙОГИ. ИСТОКИ СОВРЕМЕННОЙ ПОСТУРАЛЬНОЙ ПРАКТИКИ» ПРЯМО СЕЙЧАС, ВЫ ПОЛУЧИТЕ 8 ВРЕМЕННЫХ ПОДАРКОВ, ОБЩЕЙ СТОИМОСТЬЮ 2 885 РУБЛЕЙ, СОВЕРШЕННО БЕСПЛАТНО! ЭТИ БОНУСЫ ПОЗВОЛЯТ ВЗГЛЯНУТЬ НА СОВРЕМЕННУЮ ЙОГУ СОВСЕМ С ДРУГОЙ СТОРОНЫ.

01

Винай Лал. Вегетарианство в Индии

Несмотря на то, что ни одна страна в мире так сильно не ассоциируется с вегетарианством, как Индия, в ряде недавних исследований было установлено, что большинство индийцев – не вегетарианцы.

История вегетарианства в Индии начинается не с арийцев, как привыкли считать индуисты, но в период после распространения буддизма и джайнизма, после шестого века н.э. Хотя ортодоксальные индуисты бывают шокированы, когда это слышат, но известно, что ранние арийцы наверняка были большими почитателями говядины. В отличие от жителей долины Инда, торговцев и земледельцев, арийцы были пастухами и забивали себе в пищу крупный рогатый скот. Но ни жители долины Инда, ни ранние арийцы не почитали корову.

Хотя Будда и проповедовал ахимсу, или ненасилие, сам он не был вегетарианцем, и говорил, что его последней трапезой было блюдо из свинины. Тем не менее, буддистское внимание к ахимсе, сильно способствовало распространению вегетарианства.
Несколько старший современник Будды, Махавира, основатель религии, известной сегодня как джайнизм, пошёл в своей заповеди ахимсы гораздо дальше, предписав полное почитание всех форм жизни. Это сделало невозможным для тех, кто принял джайнизм заниматься земледелием. Высшие касты, которые становились основными членами этого сообщества, оставляли своих «индуистских» единоверцев, переходя в буддизм или джайнизм, и всё чаще принимали вегетарианство…

…Пища, которую ел Будда накануне Париниббана, окончательного освобождения – предмет многочисленных дебатов и интерпретаций соответствующих строк, извлечённых из «Маха Париниббана Сутты» и простроенных в тему, получившую название «Последняя трапеза Будды». Как проблематика этих обсуждений – «буддизм и вегетарианство», «ел ли Будда мясо» и т.п., – так и сама связь вегетарианства с принципом ахимсы – продукт культурных политик современного национализма и не имеют ничего общего с традиционным ранним буддизмом.

02

Г. Ян Мьюленбелд. Бедствия оджаса в современном мире

Что такое оджас? Имеет ли он отношение к миру, в котором мы живём? Это вопросы, которые я хочу рассмотреть в этой книге.

Что предполагает название «Бедствия оджаса»? Это генитив субъективного или объективного типа? Это бедствует сам оджас, или беспокоится некто, наблюдающий условия его жизни? На карту поставлен сам оджас или мыслительная позиция эксперта? Вся ли история оджаса – сказание о бедствии, или он страдает из-за нынешних обстоятельств?

Эти и подобные вопросы будут возникать по мере того, как я буду обсуждать статус и функции оджаса в классической аюрведической теории, его возникновение в ведической религии, стремительные изменения, которым он подвергся в современной аюрведе, и своё собственное отношение к этим радикальным инновациям.

Вот, что Вы узнаете:

— Божественная сила оджаса
— Оджас – это сколько?
— Единая субстанция и источник физической силы
— Многогранный и универсальный
— Новый вокабулярий современной аюрведы: СПИД как «распад оджаса»
— Лишняя ветка

03

Д.Г. Уайт. Йога: обзор истории идей

В последние десятилетия йога стала духом времени («Zeitgeist») состоятельных западных сообществ, увлекая домохозяек и хипстеров, нью эйджеров и олд-эйджеров, а также телесной и корпоративной культурой в многомиллиарднодолларовой деятельности.

Как и всякий артефакт индийской культуры, принятый на Западе, индийская йога была воспринята как древняянеизменная традиция, открытая нам восседающими в позе лотоса ведическими мудрецами – древними индийскими предшественниками йога-бэби, украшающих своими плоскими животиками обложки глянцевых изданий типа «Yoga Journal» и «Yoga International».

В Соединённых Штатах йога стала особым товаром. Статистика показывает, что более 16 млн. американцев практикуют йогу двенадцать месяцев в году. Для большинства практикующих это означает пойти в йога-центр, захватив коврик для йоги, одежду для йоги и прочие йога-аксессуары, и практиковать йогу под руководством йога-тичера или тренера. Эта практика йоги представляет определённый гимнастический режим выполнения поз (асан), иногда удерживаемых в течение длительного временного периода, иногда исполняемых в быстрой последовательности, часто совмещённых с техниками контроля дыхания (пранаямой).

Предприятия йоги имеют бренды своих собственных стилей практики, от перегретых тренировочных залов Бикрам-йоги до новых студий «йога — дога», открывшихся для желающих практиковать йогу совместно со своей собакой.

Они открыли франшизы, изобрели логотипы, назвали режимы своих практик санскритскими названиями, и поставили на рынок образ жизни, который объединил йогу с отдыхом и путешествиями, оздоровительными курортами и семинарами по восточной духовности.

Но чем были древние индийские традиции йоги, и какое отношение к ним имеет современная постуральная йога (Singleton 2010), которую практикуют сегодня во всём мире?

04

Доминик Вуджастик. Интерпретация образа человеческого тела в досовременной Индии

Что такое «Современная Аюрведа»? Не такой же ли это оксюморон, как «античная современная медицина» или «древнее современное искусство врачевания»? 

Чтобы ответить на этот вопрос однозначно НЕТ, нам нужно понять, какие принципы Чараки, Сушруты, Вабхаты и других классических текстов аюрведической медицины продолжают оставаться сегодня рабочими понятиями, в реальной практике лечения и исцеления, а какие превратились в эпифеномен глокализации, или, как выражались раньше, «кулёр локаль», «местный колорит».

Вся вторая часть «Интерпретации образов человеческого тела в досовременной Индии» Доминика Вуджастика – поиск подхода к ответу на этот вопрос с точки зрения исторического анализа – каким трансформациям подверглись аюрведические представления о человеческом теле после проникновения на субконтинент стандартов западной медицины, в стараниях аюрведических врачей сделать свою практику соответствующей этим стандартам. И прежде эти старания касались фундаментальных представлений о человеческом теле.

Поэтому в первой части работы Вуджастик представляет читателю краткий анализ концептуальных изображений тел различных традиций досовременной Индии, фундаментальных для соответствующих традиционных телесных практик. Эти тела – тело ведического жертвоприношения, буддистское, джайнистское, тантрическое тело, тело упанишад и тело йогина, тело борца и, наконец, тело классической аюрведы – были связаны с совершенно различными традиционными практиками, и веками шли своими различными, непересекающимися путями.

Таким образом, попытки соответствовать западной анатомии привели не только к трансформации представлений о теле в классической аюрведе, (а точнее, просто к «потере интереса к наблюдению и сравнению в анатомии, и началу причудливого сциентистского прочтения досовременных текстов, которое продолжается до настоящего времени»), но и к смешению друг с другом немедицинских традиционных практик.

05

Джозеф Альтер. Аюрведа и сексуальность

Автор этой публикации Джозеф Альтер – один из ведущих сегодня в мире исследователей исторической социокультурной антропологии Южной Азии.

Темы его исследований – связь между такими аспектами исторической телесности как физическая культура, здравоохранение, модернизирующиеся традиционные практики – такие как йога и виды индийской борьбы – пехлвани, и неразрывно завязанные на них телесные практики – аюрведической фармацевтики и мужского целибата.

Эти практики Альтер исследует в рамках исторических процессов становления национализма в колониальной и постколониальной Индии, с одной стороны, и широкого исторического культурного контекста досовременной Индии с другой.

В своих исследованиях автор показывает, как под влиянием этих исторических процессов – политических и культурных, разрушается и преобразуется антропная телесность – от изменения в традиционных духовно-телесных практиках до возникновения и эпидемии, под влиянием исторических факторов, новых заболеваний, которые сегодня принято называть «культурно-определяемыми синдромами».

Джозеф Альтер получил докторскую степень ещё в 1989 году (Беркли, Калифорния), однако мы причисляем его к «рубежному поколению» исследователей, которые сегодня являют собой исторический фронтир антропологической мысли, озабоченной в конечном счёте главным вопросом – куда направлено наше историческое становление, и во что и как мы превращаемся.

* * *

В исследованиях Южной Азии секс рассматривается как центральная проблема в понимании мифологии (O’Flaherty 1973, 1980, 1987; White 1996), социальной психологии (Carstairs 1958; Kakar 1990; Roland 1988), религии (Babb 1983; Parry 1985; Wadley 1975), национализма (Alter 1994, 2000; Nandy 1980, 1983; Caplan 1987), геронтологии (Cohen 1998) и конструирования культурной идентичности в широком смысле (Edwards 1983; Lynch 1990; Marglin 1985; Nanda 1990). Не так давно Хью Урбан (Hugh Urban 2003) представил критический анализ секса и сексуальности в воображении учёных мужей и широкой публики, которые пытались понять или практиковать тантру.

Исходя из того, что секс и сексуальность не являются природными категориями (Foucault 1990; Fausto-Sterling 2000; Laqueur 1990), мой интерес в меньшей мере связан с использованием секса для осмысления сферы опыта – в данном случае медицинского – чем с классификацией секса как особого вида опыта.

Хотя удовольствие и деторождение, казалось бы, определяют условия этого опыта, нет причин понимать секс таким ограниченным способом. Даже Камасутра – знаковый и фетишизированный текст, если даже когда-либо и обосновывался глобальным дискурсом сексуальности, — не может быть редуцирован к принципам удовольствия и продолжения рода.

Более того, как показал Зиск (Zysk 2002), широкий дискурс любви и секса в средневековой Индии является открытым, публичным и скрупулёзно детализированным. Это не дискурс того, о чём нельзя свободно говорить.
Не будем забывать, что секс является физиологическим актом, а физиология секса имеет прямое отношение к опыту, связанному с индивидуальным здоровьем, в противоположность более множественным по своей природе конфигурациям производства удовольствия и /или детей.

В особенности это имеет отношение к тому, что я назвал «парадоксом вирильности», который является частным проявлением более общей, и, возможно, парадигматической напряжённости между непорочным бытием и бытием распутным, экстремально артикулированной в вопросе: иметь или не иметь секс.

Важно отметить, что если в контексте европейской истории этот вопрос помещался в рамку того, что Фуко назвал «медленным формированием герменевтики субъекта в античности», и основная проблема была в формулировке себя как «субъекта желания» (1990: 6), то в контексте истории Южной Азии проблема секса является по большей части проблемой физиологии, где «герменевтика субъекта» тесно связана с пониманием спермы как субстанции, в отличие от символа власти.
Исследования телесного фитнеса и йоги (Alter 1992, 1994, 1995, 1997, 2000) показывают, что концепт воплощённого маскулинного здоровья в Индии был связан с производством, хранением и интернализацией (освоением) потока спермы.

Физиология секса является также центральной теорией и практикой в аюрведе и других медицинских системах Южной Азии (Gonda 1952; Kakar 1990; Marriott 1990; White 1996; see also Daniel and Pugh 1984; Filliozat 1964; Jolly 1977; Zimmer 1948; Zimmermann 1987). Последние две из восьми ветвей аюрведической медицины – расаяна и ваджикарана, эликсиры и афродизиаки соответственно – явно связаны с производством, хранением (удержанием) и эякуляцией семени.

Ирония аюрведы и связанных с ней дисциплин, как в современных практиках, так и в контексте исторического развития, заключается в противоречивой озабоченности увеличением маскулинной сексуальной силы, с одной стороны, и с другой – в пропаганде целибата и самоконтроля как средства для продвижения идеала воплощённого могущества.
В сегодняшней Индии публичные деятели и группы настойчиво пропагандируют абсолютную асексуальность и самоконтроль, в терминах доктрины удержания витальных телесных жидкостей. А ещё имеются большие группы мужчин – составляющих клиентуру клиник вирильности и секс-терапии – записавшихся на терапевтические программы для развития сексуальной потенции, т.е. туда, где эти самые телесные жидкости производятся и накапливаются именно таким способом, чтобы они могли быть потрачены, и потрачены чаще и с большим эффектом (см. Srivastava 2004).

Поскольку как целибат, так и сексуальная потенция основываются на одной и той же теории воплощённой витальной силы, эта ситуация может быть описана как «парадокс вирильности».

Вот, что мы рассмотрим:

— Секс-терапия и «парадокс вирильности»
— Секс, сексуальные жидкости и аюрведическая медицинская теория
— Воспроизводство
— Как не подавлять естественные позывы
— Пищеварение и производство спермы: хорошо приготовленное тело
— Расаяна: перерождение и бессмертие
— Ваджикарана: бессмертие, секс и вирильность
— «Гупт Рог Чикитса»: и иметь свой оджас, и съесть его
— Пахалваны: воплощение парадокса

06

Элизабет Де Микелис. Религиозные основания современной йоги

Вот, что Вы узнаете:

— Поворотный пункт между классическим индуизмом и неоведантой: неоведантистское Просвещение Раммохана Роя
Неоведантисткое Просвещение и неоведантистский романтизм
— Интеллектуальная история Тагора
— Доктринальные и ритуальные инновации Тагора
— Институциональная эпистемология
— Эволюционная духовность
— «Научная религия»
— Инициация
— От неоведантического романтизма к «спиритуализму» неоведанты
— Восточное распространение идей западного эзотеризма
— Ответ Индии как «эзотерического Другого»
— Сен как харизматический неоведантистский лидер
— Религиозная карьера Сена
— Влияние американского трансцендентализма
— Прототип Современной Йоги у Сена

 
07

Доминик Вуджастик. Медицина и дхарма

В этой книге исследуются отношение между классической индийской медициной (аюрведой) и дхармой путём обсуждения двух ярких примеров напряжённости между ними. В первом случае медицинское лечение больного находится в противоречии с его ритуальной трактовкой. Во втором мясоедение находится в конфликте с понятиями любящей доброты (майтри, пали «метта») и не нанесения вреда (ахимса).

Вот, что Вы узнаете:

— Конфликтующие магистерии
— Мясо и медицина
— Цель медицины

08

Реальная медицина Индии

Медицина племён или этническая медицина – сегодня единственный ресурс для выживания многих индийских этносов, не включившихся во всеобщий карнавал глокализации/глобализации.

Её способы лечения органически связаны с жизнедеятельностью этих традиционных сообществ и не являются продуктом коммерциализации – как современная аюрведа или другие «канонические» индийские медицины.

Часто лечение основано на включении продуктов животного происхождения в ритуальные целительные практики этих племён и этносов.

Вот, что Вы узнаете:

 Каноническая аюрведа и реальная этномедицина индийских племён и этносов
— Для чего исследуется реальная этническая медицина
— Зоотерапевтические практики племени сахария, Раджастан
— Зоотерапия у племени гарасия, Маунт Абу
— Медицинские практики племен ниши (Nyishi, Nyashang) и гало (Galos), Аруначал-Прадеш (северо-восток Индии)

На эту программу мы даём две гарантии:

Первые отзывы

Книга класс, все прописано до мелочей, приобрел вот начал во всю пользоваться, замечу, что результат есть, во первых йога стала поддаваться легче обучению, а так же открылись необходимые чакры и настроение стало лучше, да и судя по здоровью значительно улучшилось.

Андрей

Практикую йогу в районе 7 лет, признаюсь, очень много информации было для меня в новинку, многое шокировало, вовремя я эту книгу прочла, теперь постараюсь исправить допущенные ошибки и предупрежу других.

Анна Маркова

С удовольствием прочитала эту книгу. Хочу сказать, что впечатление произвела неизгладимое. Пока читала, в голове часто мелькало: «Да ну! Не может быть!» Книга не пустая, очень познавательная и дающая пищу для размышления. В книги описаны множество интересных фактов, написано очень понятным языком и, читая ее, очень сложно от нее оторваться и пойти спать. Рекомендую!

Виктория Прищепова

Как вовремя эта книга попала ко мне в руки, она перевернула мой взгляд на многие вещи и помогла избежать ошибок и мотивировала на качественный результата, еще никогда занятие йогой не было таким продуктивным!

Лариса Наумова

Йогой уже давненько увлекаюсь, но не взирая на это, благодаря этой книге, смогла постичь массу новых аспектов, о которых раньше даже и не подозревала. Когда начала пробовать применять на практике полученные знания, то меня все это приятно удивило я постепенно научилась все лучше и лучше контролировать свое тело и дух. Много болезней меня начало обходить стороной и старые травмы перестали волновать. С помощью самоусовершенствования стала значительно спокойнее и лучше концентрировалась на нескольких задачах. К тому же все вокруг начали замечать, что и внешнее я стала лучше выглядеть. Довольна таким прогрессом.

Наталья

Подавляющее большинство книг на тему йоги лишены главного — они не нацелены на то, чтобы дать вам полные знания и сделать специалистом. Автором книги проделана монументальная работа по исследованию йоги, исторических фактах, об истинном смысле множества практик. В книге я нашел максимально подробные рекомендации по выполнению тех или иных упражнений. К тому же в книге описано не только ЧТО нужно делать, но и ПОЧЕМУ это нужно делать, из книги можно узнать исторический путь становления тех практик, что мы имеем сегодня. Книга полезна не только и не столько как руководство к действию, тут много информации для более глубокого понимания духовной сути йоги. Рекомендовать ее можно всем, практикующим йогу, преподающим (обязательно) и просто для общего развития для всех, кто увлекается историей.

Степан Литвинов

Йогой я увлекаюсь примерно года два. За это время я прочитала много литературы по йоге, а так же узнала много из групповых занятий. Но в этой книге я нашла совершенно новую для себя информацию. Ведь здесь идет разъяснения программ именно с духовной точки зрения. О которой мы часто забываем. Ведь йога направлена на духовное развитие, спокойствие и уравновешенность. А не как я раньше думала, что она поможет лишь сделать хорошую растяжку. В общем, книга на многое открывает глаза, этого вам не один тренер не скажет. Кстати, мне понравилось методика из книги, по которой можно привести разум в порядок после тяжелого трудового дня.

Алёна Зизева

Я разные книги читал для саморазвития, но не все помогли мне изменить жизнь эта же книга совсем другая. Она изменила многое в моей жизни, я познакомился с традициями индийской йоги. И они заставили меня многое изменить в жизни, у меня очень тяжелая работа я много работаю, и нервы порой не выдерживают. Эта же книга помогла многое переосмыслить, я изменился, перестал нервничать по пустякам, и даже мое состояние здоровья улучшилось, как мне кажется всего несколько недель прошло, а моя жизнь сделал крутой поворот благодаря этой книге. Очень хорошая книга я ее уже всем друзьям и коллегам посоветовал.

Юрий

Отличная книга. Я всегда интересовался познаниями в йоге, но не мог найти книги, которая обладает доступными и в то же время глубокими знаниями в йоге. Информация в книге подана очень подробно. Теперь с каждым днем , я пытаюсь овладеть все новыми возможностями йоги выполняю новые упражнения и пытаюсь обрести настоящую гармонию. благодаря этой книге это было относительно легко сделать. Стиль изложения у автора очень доступный и я понял все буквально сразу. Хочу отметить довольно быструю доставку книги и ее доступную цену. А ведь знания, полученные в ней по настоящему бесценны. Книга стала для меня настольной!

Фан

Уже пару лет занимаюсь йогой. Информацию по этой тематике найти нелегко. Заказала книгу Тело Йоги и узнала массу интересных фактов: истоки хатха-йоги, появление йоги в Европе, основы древней практики, отличия современной практики и другое. Сейчас внесла изменения в свои личные занятия, поняла какие делала ошибки и уже вижу результаты. Знания — сила! Намасте!

Анастасия

Благодаря данной книге я открыла для себя совершенно новые познания касательно йоги, так как тут собраны реально только основные факты, которые помогают разобраться во многих жизненных циклах, а так же позволяет понять как открыть те или иные чакры. В общем для меня эта книга стала некой находкой, да и мне кажется для любого ценителя йоги она будет чем то новым.

Kamila Kum

 

 

 
 

Тело йоги + все временные бонусы

ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ, С ЗАКАЧКОЙ ЧЕРЕЗ ИНТЕРНЕТ

1 325.00 P

Вы получите заказ мгновенно, даже если сейчас 3 часа утра!

БУМАЖНЫЕ КНИГИ, С ДОСТАВКОЙ ПО ВСЕМУ МИРУ

2 753.00 P

Доставка может занять от 15 до 51 дней. В данном случае вы получаете бумажные книги.

Пожалуйста, обратите внимание, что это однократный платёж, то есть от Вас больше не потребуется никаких расходов, и Вы можете чувствовать себя в безопасности, оформляя заказ.

Ответы на часто задаваемые вопросы:

Электронная версия. В случае заказа электронной версии Вы получите немедленный доступ к материалу, даже если сейчас три часа ночи (инструкция прилагается). Это полностью автоматический, мгновенный и безопасный процесс.

Физическая версия (книги и/или флешка). Вы можете сделать заказ физической версии программы. В данном случае, Вы получите книгу или флешку (в зависимости от того, что Вы выбрали) в Вашем почтовом отделении или пункте боксберри. Обратная сторона медали: посылку придется подождать 5-45 дней, в зависимости от места вашего проживания.

(!) Если у Вас возникли проблемы с оплатой или Вы хотите оплатить данную книгу через другие системы оплаты, то обратитесь в службу поддержки.

Михаил и Алина Титовы
Михаил и Алина Титовы

(!) По нашему опыту продаж известно, что посылка без проблем приходит в любую страну и город мира. Только процесс доставки занимает от 5 дней до 2,5 месяцев. Мы работали со следующими странами: Россия, Украина, Беларусь, Израиль, Латвия, Литва, США, Турция, Германия, Казахстан, Киргизия, Азербайджан, Молдова, Эстония, Узбекистан, Таджикистан, Испания, Чехия, Англия, Бельгия, Венгрия, Канада, Болгария, Швеция, Португалия, Ирландия, Исландия, Япония, Нидерланды, Италия, Новая Зеландия, Греция, Корея.

Так что, если Вы ещё сомневаетесь… дойдёт ли? Не сомневайтесь, дойдёт!

Появились вопросы? Задайте их нам! | Партнёрская программа | Вы автор? Приглашаем к сотрудничеству!

0 0 голосов
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомление о
guest
0 Комментарий
Встроенные отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Будем рады вашим мыслям, прокомментируйте.x
Share via
Copy link