Ступеньки творчества или Развивающие игры. Никитин Борис

Автор книги, педагог-новатор, педагогические взгляды которого широко известны не только в нашей стране, но и за рубежом, рассказывает об опыте применения и использования специальных игр, позволяющих успешно развивать творческие способности ребёнка.

Книга содержит описание игр, являющихся своеобразной «умственной гимнастикой», методику их проведения и советы по изготовлению. Настоящее издание дополнено новыми играми.

2-е издание вышло в 1985 году под названием «Развивающие игры».

Для воспитателей детских садов, учителей начальной школы, родителей.

Книга "Ступеньки творчества или развивающие игры" Б. П. Никитин - купить книгу ISBN 5-09-003963-1 с доставкой по почте в интернет-магазине Ozon.ru
Книга “Ступеньки творчества или развивающие игры” Б. П. Никитин – купить книгу ISBN 5-09-003963-1 с доставкой по почте в интернет-магазине Ozon.ru

Содержание

О чем эта книга
Немного теории
Что такое творческие способности?
Кому нужны творческие способности?
Щедра ли природа на таланты?
Не упустите самое благоприятное время
Как надо развивать творческие способности
Что такое развивающие игры
Вы покупаете игру или игрушку. Для чего?
Социальный заказ на… детские игрушки . .
Требуются игры нового типа!
Сущность и особенность развивающих игр
Приглашаем папу и маму к творчеству
Как играть с детьми
Радоваться успехам, но не захваливать
Ни пресыщения, ни принуждения!
Самостоятельно — без подсказки! А как быть с ошибками?
Насильно мил не будешь, а запретный плод сладок
С какой игры начинать?
По воле “волн”
Метод «ледокола», или шаг назад — два шага вперед
С помощью сказки и без нее
Непринужденная обстановка
Когда игры себя исчерпают?
Правила игры
Описание развивающих игр
Сложи узор (СУ)
Рамки и вкладыши Монтессори (М)
Уникуб (У)
Обезьянка
План и карта
Сложи квадрат (СК)
Внимание (В, ВУ)
Внимание — угадайка (ВУ)
Таблица сотни
Точечки (Т)
Часы (Ч)
Термометр
Кирпичики (К)
Кубики для всех (KB)
КБ САМ (Конструкторское Бюро Самостоятельного Активного Мышления)
Дроби (Д)
Таблица Пифагора
Узелки
Заключение

Эта книга об играх, но играх необычных. Их нельзя еще купить в магазине, а надо сделать самим. Их нельзя, как игрушку, просто дать ребенку и сказать: «Играй!» — игра может не пойти. Их нельзя показывать ребенку все сразу, а только по одной; и следующую, может быть, не раньше, чем через неделю или через месяц, а некоторые даже через год.

У них необычайно широк диапазон задач как по трудности, так и по разнообразию характера, поэтому увлечься ими может и дошкольник, и ученик, и взрослый студент.

Из них можно сделать тест на проверку сообразительности и конструкторских способностей или на развитие математического мышления.

В них можно играть и одному, и вдвоем, и всей семьей, и компанией, и целой группой в детском саду или классом в начальной школе, и даже провести олимпиаду на первенство, как в шахматы или шашки.

Их можно назвать спортивным комплексом, но … для ума, для развития способностей ребенка. Таких комплексов еще не выпускают. Они, видимо, появятся только в XXI веке.

А пока, к сожалению, современное обучение развивает в детях только одну сторону — исполнительские способности, а более сложная и важная сторона — творческие способности человека отдаются воле случая и у большинства остаются на плачевном уровне. Это наша слабость и наша беда, особенно теперь, когда спасительная гласность вскрыла массу проблем и требуется все больше могучих творческих умов, чтобы вести реальную перестройку и двинуть вперед науку, технику и особенно общественную жизнь.

В принципе, каждого здорового ребенка можно сделать и творчески развитым, но незнание и традиции этого не позволяют. Творческие умы пока большая редкость. Опыт жизни здесь обогнал науку и предлагает уже первую практическую книгу этого плана. Кто не боится дела — пробуйте!

Написанная еще в 1973 году, книга эта долго не появлялась на свет, и даже брошюра «Ступеньки творчества» (М.: Знание, 1976. — №1) не открыла ей дорогу. Впервые она вышла на немецком языке в Кельне (ФРГ) в 1980 году, а через год в Москве в издательстве «Педагогика».

Игры были хорошо приняты родителями и семейными клубами, но тираж был небольшим, и даже после второго издания (1985 г.) книг не хватало. Поэтому книгу переписывали, составляли конспекты и слали массу писем с просьбой об издании ее большим тиражом.

За рубежом популярность книги тоже росла быстро. В 1986 году она вышла в Японии, переводится в США. В третьем издании книга выходит без сокращений, значительно дополненной: в ней восстановлена глава «Немного теории», дополнены другие главы; сложными заданиями обогатилась игра «Уникуб», вдвое увеличено число заданий к игре
«КБ САМ», включены «Таблица сотни», «Таблица Пифагора», «Дроби», «План и карта», «Часы», «Термометр», «Узелки» — то, что можно скорее назвать не играми, а игровыми пособиями, создающими «развивающую среду» для ребенка. Эти дополнения намного расширяют возможности понимания «нетрадиционного воспитания», дают больше материала, но и налагают на родителей, естественно, больше забот творческого плана. Надо не только почувствовать, что дает каждая игра и каждое пособие, но и узнать интеллектуальные возможности своих малышей, чтобы выбрать и дозу, и особенно время, когда вводить игру или пособие, а затем наблюдать и, конечно, стимулировать творческие достижения своих ребятишек.

Книга рассчитана на работу с нею, т.е. на изготовление отдельных игр, иногда в нескольких экземплярах, поэтому пусть читатели простят автору и повторения, и, наоборот, разные подходы и решения в другой обстановке и с другими детьми.

Это неизбежно, если вы ищете лучшие варианты. И вот что важно понять с самого начала: развивающие игры — вовсе не какой-то эликсир талантливости, принимая который «через день по столовой ложке» можно достичь желаемых результатов. Они не могут заменить «грязных железок» и верстака с инструментами, не могут освободить от необходимости творческого подхода к любым жизненным ситуациям. Это только одно из средств развития способностей, и оно будет тем действеннее и полезнее, чем меньше будет противоречий между принципами, которые легли в основу этих игр, и принципами, на которых строится вся система общения с детьми в семье. Там, где малыша не торопятся отгородить от жизни и избавить от трудностей, где ему стараются дать простор для исследований и деятельности, там развивающие игры органично войдут в уклад семьи и смогут стать мощным стимулом развития творческих способностей ребенка.

Заключение

Книгу можно было бы продолжить описанием других наших развивающих пособий. Вот, например, кубики с буквами (48 штук), где буквы нарисованы с частотой встречаемости их в нашей речи. Тогда малыши могут составлять из них поезда-слова «мама», «папа», «Надя» и ехать на вокзал «Москва» или «Токио», и не подозревать о том, что они учатся писать и читать. Слов-то можно сложить из таких кубиков очень много, не то что из алфавита, где всех букв только по одной и даже «мама» нельзя собрать.

Можно добавить набор мешков (15—20 штук) из плотной палаточной ткани. Мешки — разные по величине, наполнены мелкой речной или морской галькой и весят от 1 до 20 кг. У каждого мешка две удобные, мягкие рукоятки с противоположных сторон, и мешок можно брать и одной рукой, и двумя, и одному, и вдвоем уложить на скамейку или поднять, как штангу, выше головы, ведь на мешке нарисована большая красивая цифра, и все видят, сколько килограммов поднимает «богатырь Петя». Кроме того, эти мешки — удивительно удобный строительный материал. Из них можно строить и стену, и баррикаду, и даже острова в Тихом океане, и так перепрыгивать с острова на остров, чтобы не свалиться в воду.

А если рядом с мешками набор строительных кирпичей 150—200 штук (из досок, размером 40x80x160 мм), то маленькие архитекторы и строители могут фантазировать, сколько угодно, и любую свою фантазию, любой проект тут же воплотить во дворец, в башню высотой до потолка или в космический корабль. Но, продолжая расширять набор развивающих игр и игрушек, нельзя забывать, что мы улучшаем этим действие всего лишь одного из факторов, развивающих творческие способности ребенка. А факторов этих довольно много.

И раннее включение в работу как можно большего числа разных врожденных рефлексов (хватательного, опорного, шагового, ползания и т.д.), и большая свобода для познания мира, когда ползунка не запирают в тесной кроватке или в манеже, а позволяют ему ползать по всей квартире, и спортивный комплекс в комнате, и раннее овладение чтением и письмом, и молоток и гвозди с 2-летнего возраста.

И, чтобы охватить и пустить в дело как можно больше этих факторов мало будет создать идеальную детскую комнату на ВДНХ, хотя бы в ней и был уставовлен лучший спортивный комплекс, собраны все развивающие игры и пособия и сделан рабочий уголок с тисками, инструментами, материалами для работы детей и взрослых.

В такой комнате родители смогут только увидеть, как мало они до сих пор заботились о развитии детей. Но, для того чтобы исправить свои промахи, нужно нечто более серьезное и — главное — глубокое знакомство родителей с методами нетрадиционного воспитания. А откуда они могут узнать о них?

Пока не было книг, родители просто шли в семью Никитиных за «опытом воспитания». Поток этот исчислялся сначала десятками, потом сотнями, а после выхода книги «Мы и наши дети» (1979 г.) перевалил за тысячу человек в год. И мы принимали всех сначала у себя, потом дома стало тесно, перешли в школу, а теперь в первое воскресенье месяца приезжают люди из разных городов в п. Балашиха Московской области, ул. Солнечная, 9 (и школа № 25), где творческое объединение «Созидание» создало консультационный «Центр Никитиных». Назрела необходимость создать «Центр народного опыта воспитания» и направить туда этот живой поток родителей, хотя, конечно, это дело Академии педагогических наук, если бы она следила за общественным пульсом.

Значит, нужны:

  • большой зал (на 500—600 мест) для лекций, бесед, диспутов, с кино- и видеоаппаратурой;
  • современная детская комната с ее идеальным оборудованием и возможностями получить консультацию по любым вопросам воспитания;
  • отдельная игровая комната для детей дошкольного возраста, тоже со спортивным комплексом, столами с развивающими играми и пособиями, где будут играть малыши, пока родители будут заняты;
  • рабочая комната (мастерская) с верстаками, инструментами и материалами для взрослых, где можно делать детали спорткомплекса, копии игр, пособий, рисунков-заданий, фотографировать, зарисовывать, записывать на магнитофон и т. п.;
  • библиотека по нетрадиционному воспитанию с рукописями и книгами новаторов не только на стендах, но и для чтения, конспектирования;
  • фотолаборатория и светокопировочная комната с множительной аппаратурой, чтобы обеспечивать посетителей необходимыми рукописями, конспектами, фотокопиями;
  • киоск, организованный на кооперативных началах, для обслуживания Центра и его посетителей.

Когда родится такой Центр, когда у него появятся средства, связь его с массами станет на деловую основу и родителям, придумавшим новую развивающую игру, не надо будет искать завод-изготовитель, ее сразу оценят по достоинству и в Центре, где, как мечтает автор, будет сначала организовано конструкторское бюро игрушек, а потом и опытный завод. Тогда дело развития творческой стороны интеллекта малышей получит размах, о котором он много лет мечтал.

Скачать книгу

Скачать только этот материал

[wpdm_package id=’19586′]

Ступеньки творчества, или Развивающие игры. Никитин Борис
0 0 голосов
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомление о
guest
0 Комментарий
Встроенные отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Будем рады вашим мыслям, прокомментируйте.x
Share via
Copy link