Способы нестандартного деторождения

Стандартный поточный подход в обычных роддомах не устраивает многих. Беременные начинают искать другие пути родовспоможения. Они есть. Каждый из них имеет свои плюсы и минусы.

Частные медицинские центры только наблюдают беременных до родов. В них делается большее количество анализов и исследований, чем в женских консультациях. Все это стоит немалых денег. Лицензий на прием родов у таких клиник нет, поэтому роды происходят в центральных роддомах города у высококвалифицированных врачей. Стоит это опять-таки недешево, и чтобы повысить значимость оказываемой помощи, зачастую используется большое количество медикаментов.

Способы нестандартного деторождения

Духовное акушерство, как альтернатива научному акушерству, было заложено И. Б. Чарковским, в свое время попавшим в разряд диссидентов. В настоящее время в разных городах работают как его последователи, так и самостоятельные группы духовных акушерок и врачей. Однако признания официальных органов здравоохранения эти группы не имеют. В крупных городах России деятельность духовных акушерок довольно активна. Так, в Москве ежегодно происходит около 1000 домашних родов, в Санкт-Петербурге более 300. Среди лиц, занимающихся духовным акушерством, не все имеют медицинское образование. Есть очень профессиональные и грамотные духовные акушерки, возрождающие опыт повивальных бабок. Но есть и неопытные малознающие, в родах с которыми бывают случаи тяжелых акушерских осложнений, приводящих к серьезным последствиям для женщин. Психологические тренинги, как правило, основываются на восточных религиях и йоге. Есть духовные акушерки, призывающие пару в корне изменить свое мировоззрение (например, принять индусскую веру) перед тем, как дают свое согласие на помощь в родах. Есть акушерки, не навязывающие парам свое мировоззрение и вероисповедание.

Жаркин Н.А., кафедра акушерства и гинекологии Волгоградской медицинской академии, в статье «Духовное акушерство и православие в России» приводит обоснование православной философии родов в Волгоградской клинике:

«В последние годы, в связи с тенденцией к гуманизации родов, положение в официальных клиниках несколько изменилось. Все шире внедряется совместное пребывание матери и ребенка после родов, осуществляется программа поддержки грудного вскармливания, на роды допускаются родственники и т.д. Однако это далеко не духовная работа. Это можно назвать исправлением тех больших ошибок в организации службы, которые были допущены в советское время».

Что касается работы духовных акушерок, то также зачастую они осуществляют лишь индивидуальную подготовку будущих родителей к родам преимущественно в физическом плане, заменяя духовную практику физическим и теоретическим тренингом. Духовную работу в полном смысле слова проводят не многие. Эту работу можно назвать лишь началом творчества, поиском путей, средств и методов духовной работы. Очень важно в начале творческого пути определить правильное направление работы. К сожалению, духовные поиски новоявленных акушерок зачастую приводят к серьезным ошибкам и потерям.

Приведу один клинический пример. Повторно рожающая женщина, православная, по рекомендации своей акушерки стала посещать группу, практикующую трансцендентальную медитацию с целью гармоничной подготовки к родам. Ей была определена мантра, произнося которую, она медитировала. Акушерский анамнез женщины был без особенностей, первые роды прошли гладко, без осложнений. Течение настоящей беременности также было благоприятным. Лишь в последний месяц перед родами пациентка отмечала нарастающую общую слабость. Начало родов задерживалось, наметилась тенденция к перенашиванию беременности, в связи с чем пациентка была помещена в нашу клинику с целью ускоренной подготовки к родам. Медикаментозная терапия и акупунктура, которые обычно давали в комплексе хороший результат, ни к чему не привели. В сроке беременности 42 недели при отсутствии симптомов готовности организма к родам встал вопрос об операции кесарева сечения. Во время дополнительного разговора выяснились обстоятельства духовной практики, о которой пациентка до этого не рассказывала. Учитывая православное вероисповедание, к пациентке, с ее согласия, был приглашен священник, которому она исповедалась и открыла мантру. Священник посоветовал усердно молиться Пресвятой Богородице, что пациентка и выполнила. На следующий день самостоятельно начались роды, которые завершились рождением здорового ребенка.

Данный пример показывает, что во время духовной работы с беременными требуется учитывать многие обстоятельства, связанные с православными традициями в России. Россия была и остается оплотом Православия, несмотря на 70 лет запрета свободы совести. Веками сложившиеся традиции, укоренившиеся в подсознании людей, оказалось невозможным уничтожить страхом смерти и заглушить победными коммунистическими гимнами. Попытки на этом фоне внедриться другим духовным школам, особенно восточным, нередко приводят к подобным, а иногда и более серьезным последствиям, которые врачи склонны объяснять наличием различной патологии. Наш опыт показывает, что восстановление традиций Русской православной церкви в отношении деторождения может обеспечить не только мягкие, но зачастую даже сладостные роды (partus felix), оставляющие неизгладимый позитивный след в сердцах матери, ребенка, отца и всех, кто видел это событие. Эти традиции включают много особенностей, но главные из них — любовь и вера в Бога, молитва ко Пресвятой Богородице — защитнице всех рожающих матерей, осознание того, что нерожденный ребенок является личностью и принадлежит Богу, что он имеет душу, способную испытывать все переживания человеческие (радость, горе, страх и др.). Это восприятие родов как Чуда рождения Спасителя, Спасителя ее Материнства, повторяющееся через каждую мать. И когда в родах происходит слияние душ матери и ребенка, когда они находятся под покровом Пресвятой Богородицы, трудно себе представить возможность возникновения каких-либо медицинских проблем. Данное мнение вовсе не означает, что другие духовные школы и направления не хороши. Однако, внедрение их в русский этнос, русскую культуру, как правило, сопровождается диспропорцией, нарушением внутренней и внешней гармонии, так необходимой в наиболее ответственный и напряженный момент каждой женщины-матери.

В Русской Православной традиции принято иметь обилие воды во время родов. Человек рождается из вод, в воде происходит первое его омовение, крещение. Рождение в воду обеспечивает мягкость родов (мягкие роды). Это немаловажно для формирования 3-й и 4-й перинатальных матриц по С. Грофу. Поэтому не удивительно, что после снятия запретов водные роды получили довольно широкое распространение в России. В истории русского акушерства много ученых — истинно верующих. Выдающийся русский профессор-акушер Н. Феноменов, например, начинал курс лекций для студентов с чтения Библии.

Феноменов Николай Алексеевич
Феноменов Николай Алексеевич

С учетом вышеизложенного в клинике Волгоградской медицинской академии уже третий год выполняется программа подготовки к родам. Она рассчитана на 3 месяца по три занятия в неделю, включающие теоретическую беседу, гимнастику с элементами массажа и занятие в бассейне с выполнением специальных дыхательных упражнений. Кроме того, проводится индивидуальная и групповая работа духовного наставника. Занятия посещаются семьями. Помимо обязательной программы, организуются концерты духовной музыки, посещения церкви, детского садика. Все это помогает беременным наладить двустороннюю связь с младенцем, понять его состояние, полюбить его сердцем.

За два года работы родоразрешено более 30 подготовленных таким образом женщин. Большинство женщин имели серьезную генитальную или экстрагенитальную патологию, многие первоначально имели сильный страх перед родами. После проведенной подготовки сладостные роды произошли у четверых, мягкие — у 25 женщин. Термин «мягкие» применен к тем роженицам, у которых схватки были малоболезненными или совсем безболезненными. Их отличало спокойное и «послушное» поведение, адекватная реакция на происходящие события. Имелся полный психологический контакт с медперсоналом. Ребенок имел спокойное поведение, не кричал, проявлял живой сосательный рефлекс. Сладостные роды характеризовались богатством эмоциональных проявлений, чувством радости и счастья роженицы во все периоды родов, осознанным ее поведением. На лицах детей после адаптации к свету (примерно через 5-7 минут после первого вдоха) проскальзывала улыбка, когда они встречались глазами с матерью. На 2-е и 5-и сутки после родов улыбка была устойчивой и продолжительной (около 3 секунд). Ни в одном случае не было необходимости медикаментозного обезболивания родов. Осложнения в виде дискоординации родовой деятельности, кровотечений в послеродовом периоде были у двух. Кесарево сечение произведено одной роженице. Осложненные роды у этих трех пациенток проходили на фоне неразрешенных психологических конфликтов, неприятия веры, легкомысленного отношения к духовной работе над собой.

Таким образом, несмотря на сложное экономическое положение, в России наступает возрождение духовности, одним из свидетельств которого наряду с открытием храмов является распространение духовного акушерства. Очень важно, чтобы этот процесс был созвучен русским духовным традициям и сочетался с профессионализмом акушерок и врачей.

Всемирная Организация Здравоохранения совместно с ЮНИСЕФ изложила свои современные рекомендации по родовспоможению и грудному вскармливанию. Многие страны приняли их на вооружение и приспособили к своим условиям. ВОЗ совместно с ЮНИСЕФ разработала критерии сертифицирования клиник «Друзья детей». Ежегодно эти клиники должны подтверждать свое право носить это звание. В некоторых странах бывшего Советского Союза тоже появились такие клиники.

Так, в Санкт-Петербурге в плане реализации долгосрочной социально-значимой программы «Больница улыбается ребенку» во всех родовспомогательных учреждениях отработаны принципы и методы функционирования акушерских стационаров по европейским стандартам. 10 декабря 1998 года родильному дому № 11 вручены международный сертификат и памятный знак. Работая в течение 4-х лет по данной программе, сотрудники родильного дома № 11 добились положительных результатов: в 2 раза снизилась перинатальная смертность новорожденных, на 30% — гнойно-септическая заболеваемость, 90% детей выписываются из родильного дома исключительно на грудном вскармливании, 95% детей находятся в палатах совместного пребывания с матерями. В план проведения экспертной оценки акушерских стационаров города на соответствие критериям больницы, благожелательной к ребенку, включены на ближайшие годы еще четыре родильных дома (№ 1, 9, 10, 16) по согласованию с представителями ЮНИСЕФ. Принципы программы по поддержанию грудного вскармливания внедрены во всех детских поликлиниках города.

Способы нестандартного деторождения
0 0 голосов
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомление о
guest
0 Комментарий
Встроенные отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Будем рады вашим мыслям, прокомментируйте.x
Share via
Copy link