Первые уроки естественного воспитания, или детство без болезней. Б. П. Никитин

Опыт Лены Алексеевны и Бориса Павловича Никитиных, по праву называющих себя родителями-профессионалами, долгие годы был предметом жарких дискуссий и споров. Сегодня у Никитиных появилось много друзей и последователей, ратующих, так же как и они, за естественное воспитание детей.

В чем же оно заключается?

Читатели узнают об этом из книги, в которой новаторски, непривычно с точки зрения традиционных способов воспитания рассматривается развитие ребенка от внутриутробного состояния до года жизни.

Эта книга еще не та идеальная азбука материнства и от­цовства, учась по которой молодые родители будут толь­ко радоваться здоровью своего малыша, гордиться его стройностью, ловкостью и восхищаться умом и талантами. Такая книга когда-нибудь, конечно, появится, а эта — рассказ о первом, трудном шаге к идеалу, и каждый, кто решится на него, увидит, какая широкая и надежная до­рога открывается впереди.

Книга наша больше похожа на руку помощи, протянутую в трудную минуту родите­лям.

Мы прошли те же суровые испытания, которые вы­падают на долю молодой семьи, когда в ней появляется ребенок. Но на нас эти проблемы здоровья и воспитания детишек наступали не раз и не два, а семь раз подряд, и за тридцать лет мы научились наконец справляться с ними.

К счастью, мы рано поняли, что официальная меди­цина и педагогика нам мало чем помогут и необходимо рассчитывать только на себя. Это позволило не только выжить семье, не только выйти победителями во многих битвах за детей, но и добраться до сути происходящего, до понимания причин создавшейся ситуации.

Первые уроки естественного воспитания, или детство без болезней. Б. П. Никитин
Первые уроки естественного воспитания, или детство без болезней. Б. П. Никитин

Картина пока такова: заботу о ребенке поделили меж­ду собой Минздрав и Госкомитет по народному образо­ванию, но по законам бюрократии никто не несет ответст­венности за конечные результаты. А семья, в которой со­средоточены главные заботы о здоровье и воспитании де­тей и формируется 80 процентов умственного развития ре­бенка, осталась практически вне общественного и госу­дарственного внимания. Она страдала вместе с общест­вом и вместе с ним приобрела массу проблем в воспита­нии. Говорим и думаем о прекрасном будущем, а стро­ители этого будущего — дети — становятся с каждым днем все слабее, все уязвимее и в морально-этическом, и в трудовом, и в социальном отношениях.

Происходит  почти   непрерывное  ослабление  здоровья маленьких детей, растет заболеваемость, но, вместо того чтобы проанализировать эти данные, по­казать, куда мы идем, забить тревогу, Минздрав долго молчал и только теперь начал публиковать некоторые цифры. Появился новый термин — ЧБД (часто болеющие дети), которому, видимо, предстоит завоевать такую же «популярность», какой пользуются ОРЗ и ОРВИ (про­студные заболевания). Количество часто болеющих детей (то есть 4—7 и более раз в году) доходит в некоторых детских учреждениях до 40—50 процентов. Ежедневно на больничном листе находится 800 тысяч матерей (боль­шинство, очевидно, по уходу за больным ребенком). Де­ти-дошкольники болеют в 5 раз чаще взрослых. Растет и армия «искусственников»— несчастных младенцев, ко­торые не знают вкуса материнского молока и сразу по­падают на «телячью» диету (так как все молочные сме­си изготавливаются на основе коровьего молока), что потом может обернуться экологической (или генетиче­ской?) катастрофой.

Что мы готовим этим детям в жизни? Кто может уже сейчас предсказать всю трагичность последствий искус­ственного вскармливания? Кто защитит наших детей уже сейчас, пока катастрофа еще не стала очевидной, как высыхающее Аральское море?

Есть у нас комитеты по защите матери и ребенка, но мы не только их дел не видим, но и голоса их не слышим. Видно, спасение утопающих — дело рук самих утопаю­щих.

Папы и мамы! Только вы можете защитить своих де­тей. Давайте же браться за это вместе!

За эти годы нам удалось узнать многое еще и потому, что у нас оказались сотни добровольных, внимательных и умных помощников (к нам приходят до 1500 родителей в год). Это они помогли собрать невероятной ценности факты, зерна народного опыта, литературу напрасно за­бытых ученых и последние данные передовой науки мира. Но мы не только обобщили, но и просеяли эти Зерна че­рез сито практики — в нашей семье, в семьях друзей и в десятках клубов молодых родителей в разных городах Советского Союза. Короче, удалось отделить полезную информацию от вредной информации и от «шумов», сос­тавляющих иногда до 60—70 процентов содержания книг для родителей.

Самый важный вывод: ПОДАВЛЯЮЩЕЕ БОЛЬ­ШИНСТВО БОЛЕЗНЕЙ  РЕБЕНКА СОЗДАЕТСЯ САМИМИ ВЗРОСЛЫМИ — врачами, родителями, руково­дителями детских учреждений — в силу научных и жи­тейских предрассудков и бюрократического застоя в ме­дицине. Все эти болезни и страдания заранее предопре­делены, причины их скрыты в рекомендациях популярных пособий, медицинской литературы, инструкциях акуше­рам родильных домов, лекциях по радио и телевидению, различных советах и указаниях. И чем старательнее бу­дут родители следовать им, тем больше будут болеть дети.

Надо освободить наши головы от этой вредной ин­формации, от устаревших инструкций. Особенно трудна проблема просвещения… самих педиатров.

Одни из них видят новорожденного и мать всего не­сколько дней (в роддоме), а за последствия их неверных действий расплачиваются потом дети и родители месяца­ми, а иногда и годами, но уже прибегая к помощи других педиатров. И нет ни одного врача, который проследил бы жизнь ребенка всю целиком, от внутриутробного периода до взрослости, как это могут пока наблюдать только ро­дители. К сожалению, у нас нет семейных врачей, а вве­дение их могло бы стать одной из форм преодоления бю­рократической безответственности.

Все надежды на расширение гласности и выпуск этой книги — событие, немыслимое всего несколько лет тому назад. Как было бы хорошо, если бы медики восприня­ли ее не как вызов, брошенный противником, а как руку, протянутую для сотрудничества и взаимопомощи (ведь в книге собрано самое главное, самое основное, что нам удалось подметить).

В отличие от врачей, которые в настоящее вре­мя лишь лечат болезнь, то есть последствия неразумного образа жизни, мы все усилия нап­равляем на предупреждение болезней, на жизнь без них. У нас поэтому и другая логика действий, большая дальность предвидения в области здо­ровья. Мы не выписываем рецепты и не проводим курсов лечения, не советуем процедур закаливания, уроков и за­нятий. Мы меняем обычаи, условия и стиль жизни с детьми и зовем поступать в тон и в такт природе. Иначе музыка жизни перестает быть гармоничной.

Что обещает этот переход?

Самый первый и ближайший результат — почти пол­ное   исключение   болезней    ребенка   в    первый год жизни (пока мать кормит грудью). Болезни до­школьников смогут уменьшиться в 5—10 раз за счет снижения количества ОРВИ (простудных), диатезов, ал­лергий, ожирения, ранних гипертоний и ряда других. Во-вторых, дети будут физически крепче, и, в-третьих, открываются особенно широко возможности интеллектуального развития. Дети, оказывается, могут к 8—10 годам достигать уровня раз­вития современного среднего взрослого (по тестам для взрослых).

Все это создает экономию времени родителей, упро­щает уход за ребенком, значительно повышает самосто­ятельность детей, и если взрослые достаточно мудры, то в семье устанавливаются те теплые отношения, которые де­лают ее крепостью, где можно укрыться от всех бурь жизни и где каждого всегда поймут и защитят.

Книга рассчитана на работу с ней, ее можно читать и с начала, и отдельными главами, но ее предстоит до­полнять и совершенствовать. Пусть не смущают вас по­вторения и обращения к одному положению или факту по нескольку раз. Явления жизни столь многосторонни, имеют столько связей, что не всегда бывает достаточно одного к ним подхода.

Книгу мы старались составить в удобной для роди­телей последовательности, с тем чтобы упростить поиски необходимого материала. В конце ее приложены конспек­ты глав, те материалы, которые копились более 13 лет и явились основой этой книги.

Скачать книгу

Скачать только этот материал

Первые уроки естественного воспитания, или детство без болезней. Б. П. Никитин
0 0 голосов
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомление о
guest
0 Комментарий
Встроенные отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Будем рады вашим мыслям, прокомментируйте.x
Share via
Copy link