В наше время бытует мнение, что гомеопатия это лечение с помощью минералов или же трав. Что же такое гомеопатия в действительности, и какова ее история? Давайте рассмотрим историю появления этого метода.
Приблизительно в 1810 году, занимаясь переводом литературы по лекарствоведению, немецкий врач Самуель Ганеман пришел к открытию гомеопатии, как своего рода противовеса злоупотреблениям “героической медицины” того времени. Ганеман не без основания отвергал столь распространенные в его эпоху лечебные процедуры, как кровопускание, очищение организма путем спровоцированной рвотной реакции или назначение больному высокотоксичных химических препаратов. В то время врачи часто основывали свою практику на гуморальной теории древних греков, которые считали болезнь результатом нарушения баланса между четырьмя «гуморами» (кровь, флегма, черная и желтая желчь), а также четырьмя состояниями организма (жар, холод, влажность и сухость), которые, как они полагали, соответствуют четырем стихиям (земля, воздух, огонь и вода). Они пытались восстановить баланс гуморов за счет лечения симптомов “от обратного”.
Например, считалось, что лихорадка (жар) является следствием переполнения больного кровью, поэтому равновесие должно было быть достигнуто с помощью кровопускания для того, чтобы “охладить” пациента.
Для активации саморегулирующих сил организма, как считал Ганеман, требуется лишь незначительный внешний стимул. Эти силы, как принято считать, имеют виталистическую природу.
В 1796 году Самуил Христиан Ганеман впервые сформулировал принципы гомеопатии. В основе последней лежит идея о том, что “similia similibus”, то есть “клин клином вышибают” (подобное вытесняется подобным). Так, если человек страдал от рвоты, то методы гомеопатии предписывал ему принять траву или химическое вещество, вызывающее рвоту. Доктор Ганеман пришел к такому выводу, наблюдая за действием хинной коры (неочищенная форма хинина): если дать ее человеку в нормальном состоянии, то у него появляется лихорадка, сходная с той, что бывает при малярии. Когда хинную кору давали больному малярией, Ганеман отмечал улучшение состояния пациента. Исходя из этого опыта, он предположил, что данный метод мог бы работать при лечении всех болезней. К сожалению, в то время еще не были изучены свойства хинина и патология малярии.
Ошибочное рассуждение, основанное на непроверенной информации и мистических умонастроениях, привело доктора Ганемана к представлениям о том, будто заболевания вызываются не физическими причинами, а “духами”:
“Естественные болезни вообще не следует рассматривать как нечто вредное, расположенное где-то внутри или снаружи человека, а надо считать их результатом действия враждебного духоподобного агента, который, беспокоит организм, терзая его, подобно злому духу, и тем самым принуждает производить определенное нездоровье и расстройства в его обычной системе”.
Этот мистический взгляд на функции организма и здоровье поддерживали сторонники “животного магнетизма” во главе с А. Месмером. Наиболее удивительным в гомеопатии является ее основной принцип. Он таков: эффективность дозы лекарства обратно пропорциональна количеству активного ингредиента.
То же самое можно выразить другими словами, например: чем меньше соли мы используем в пищу, тем более соленой она становится. Большинство поваров посчитало бы подобную идею смешной, поскольку она противоречит “природе вещей”. Доктор Ганеман же объясняет данный принцип действием так называемых “разведений”.
Разведение – процедура, в которой агент особым образом смешивается, что вызывает перенос “энергии” в раствор. Этому принципу и сегодня следуют гомеопатические лаборатории в Европе и Америке. Из крепкой или цельной тинктуры (она называется еще “материнской настойкой”), приготавливают все последующие разведения, исключая первое, которое дается в различных пропорциях. Для приготовления второго разведения одну часть первого разведения смешивают с 9 частями алкоголя; для приготовления третьего разведения берут одну часть второго и снова смешивают с 9 частями алкоголя и т.д. до 6-го. По мере разведения раствора его потенциальная сила якобы возрастает в сотни тысяч раз.
“Одна молекула широко используемой в лечении морской или даже обычной соли, которая весит десять в минус двадцать четвертой степени миллиграмма, будучи растворена, получает силу тридцати, молекул изначальной соли. Открытие Ганемана, таким образом, состояло в том, чтобы доказать, будто действие лекарства зависит не от содержания определенного вещества, а от наличия последнего. Большее удаление лекарственного вещества из раствора придает лекарству все большую силу”.
Трудно подобрать подходящий комментарий к этой цитате. Прежде всего, простая столовая соль является растворимым веществом, так что в растворе не остается ни одной ее молекулы! А если раствор становится водой, что же тогда производит лечение? Откуда берется в таком случае исцеляющая сила? Эти вопросы всерьез озадачили нескольких христианских авторов, попытавшихся найти ответы на них в высказываниях самих гомеопатов.
«Идея “жизненной силы” доминирует в гомеопатии как и в учении целостного здоровья”.
Доктор Грей, пытаясь обозначить жизненную исцеляющую силу, утверждает, что она может иметь множество имен: «чи», «прана», «дух» и т.д. Он приписывает этой силе почти божественную власть, замечая, естественно, что она стимулируется гомеопатией. Не может не вызывать беспокойства факт совмещения лечения с личностью, а не с болезнью – потому что этот же принцип свойственен оккультизму. Мишо утверждает:
“Мы, гомеопаты, пытаемся лечить качественно, поэтому делаем больший акцент на индивидуальных различиях. Вот почему нас интересует астрология и акупунктура”.
Считается, что лекарство, приготовленное таким образом, “динамизируется”, т. е. приобретает силу. Эту методику приготовления лекарств Ганеман называл также “потенциированием,” а разведения -“потенциями.” Таким образом, очевидно, что основанием для появления этого метода послужила теория, которая не подтверждалась с точки зрения анатомии и физиологии, а больше основывалась на духовных и религиозных воззрениях ее автора.
Гомеопатия, столь широко практикуемая сегодня, часто не считается с тем, что, прежде всего, важно найти источник болезни. А также придать должное значение профилактическим мероприятиям, вести здоровый образ жизни. Эти “минусы”, конечно, присущи не только гомеопатии, поскольку и современная традиционная медицина зачастую следует тому же. Врач, с легкостью выписав рецепт на горсть таблеток, больше не беспокоится о необходимости изменения образа жизни пациента. Подобный подход к лечению был замечен в одном институте здоровья, который функционировал в начале XIX века:
“Когда доктор А. пришла в медицинский приют, она сразу же отбросила в сторону все свои знания и практические навыки в области гигиены и стала применять малые гомеопатические дозы для лечения почти всех болезней. Это было противоположно тому свету, что дал Господь”.
Гомеопатии сегодня доверяют лечение всех недугов, начиная от аллергии и заканчивая раком.
«Под “лечением” здесь понимается снятие симптомов болезни после принятия необходимой дозы лекарства (или нескольких лекарств), причем лечение не связано с режимом, диетой или графиком приема лекарств».
Многие христиане, так или иначе, практикуют гомеопатию, но это – большое заблуждение. Но знание о ее происхождении и связи с оккультными науками должно предостеречь людей от хождения “туда, куда боятся ступить ангелы”. На вопрос, который вы можете задать простому человеку: «Что такое, на ваш взгляд гомеопатия?», в большинстве случаев услышите следующее:
«Это – всего лишь использование для лечения человека минеральных веществ».
А действительно ли это так?
Вот выводы, на основании которых гомеопатия, как в то время, так и сегодня, подвергается критике:
- Закон подобия и экспериментальная система, приведшая к его установлению, не были научно подтверждены.
- Открытия препаратов по типу доза-ответ (то есть реакция организма напрямую зависит от лекарственного средства и его дозы) которые делает научная фармакология, сводит на нет положения теории малых или гомеопатических доз.
- “Потенциирование” может быть опровергнуто, как фармакологией, так и здравым смыслом.
- Сторонники гомеопатического лечения ссылаются на различные исследования, которые свидетельствуют о его эффективности. Но сами эти исследования неоднократно подвергались критике, как не вполне научно состоятельные.
- Мета-анализ 107 гомеопатических экспериментов позволил оценить их, как “недостаточные для выведения определенного заключения, вследствие их низкой методологической разработки и некоторой предвзятости авторов”.
- В 1994 году было проведено оценочное исследование с использованием эффекта плацебо и двойного слепого метода, в рамках которого 18 гомеопатических средств сравнивались с аналогичного вида и качества препаратами плацебо на предмет их влияния на продолжительность диуреи у 81 ребенка из Никарагуа. Исследователи сообщили о значительно более положительных результатах в случае с применением гомеопатических веществ, чем с препаратами плацебо. Исследование проводилось защитниками гомеопатии, которые обратились к своим критикам с просьбой разъяснить полученные данные.
Некоторая беспорядочность и отступление от канонов в его проведении, однако, не позволили дать ему четкую интерпретацию. Вместо того, чтобы проводить тестирование одного отдельно взятого препарата, проверке подвергались 18 различных гомеопатических разведений, а полученные результаты были объединены для общего оценивания. Не было проведено сравнения со стандартными методами лечения подобных желудочно-кишечных расстройств. Те, кто пытается обосновать гомеопатические методы лечения за счет экпери-ментальных проб с различными веществами, кажется, не могут понять, что даже если тестируемое вещество, приготовленное в соответствии с положениями гомеопатической теории дает положительные результаты, это еще не делает более достоверной саму систему гомеопатии. Закономерно, что для подтверждения гомеопатической теории, эффективность вещества должна быть доказана в процессе неоднократных клинических исследований, а большая эффективность должна быть продемонстрирована в случае с большим разведением.
А может быть, все-таки, гомеопатия помогает?
Как иначе объяснить улучшение самочувствия и отсутствие симптомов заболевания? Оказывается, что гомеопатические средства могут иногда быть действенными или казаться таковыми, поскольку:
- не все они приготовлены с такой степенью разведения, чтобы быть лишенными нужного количества лечебного лекарственного состава;
- имеет место фальсификация;
- имеет место эффект плацебо;
- со временем происходит естественная ремиссия -улучшается самочувствие и наступает выздоровление.
Можно ли с уверенностью говорить, будто гомеопатические средства абсолютно безопасны? Они не могут рассматриваться как абсолютно безопасные вследствие их большой разведенности, так как не все они разведены в достаточной степени для того, чтобы свести на нет фармакологическую потенцию ее составляющих.
Есть данные о случае панкреатита, который развился у пациента, принимавшего гомеопатический препарат, предписанный ему неким целителем. Производитель данного препарата признает, что в случае с 40-45% людей имел место так называемый кризис исцеления, когда человеку в следствие лечения становитось не лучше а хуже и это обьяснялось как естественный процесс выздоровления, который сопровождался резями в области живота. Мало кто знает, что классические гомеопатические препараты состоят из значительного количества токсических веществ. Было обнаружено, что два из шести гомеопатических препарата, заказываемых по почте, содержали “значительные количества” мышьяка. Можно привести пример дочери, которая на протяжении нескольких лет покупала своей маме, у которой были камни в желчном пузыре, гомеопатический препарат под названием «Галстена», в надежде что камни «рассосутся». Спустя время воспаление желчного пузыря усилилось. И только после соответствующего обследования и операции жизнь мамы была спасена.
Почему же гомеопатический препарат не оказал ожидаемого эффекта? Ответ простой: нечему было воздействовать на камни, поскольку в препарате или была очень большая степень разведения (что, по мнению гомеопатов, должно было лучше всего подействовать на организм), или же содержались вещества, которые способствовали возникновению камней. Вспомните о золотом правиле гомеопатов: «Подобное лечится подобным».
Тот факт, что мы достаточно редко сталкиваемся с негативными последствиями употребления гомеопатических средств, связан также с нежеланием людей, продолжающих верить в их эффективность, делать такие сообщения во всеуслышание.
Почему же многие люди продолжают отдавать предпочтение гомеопатическим препаратам? Для непосвященных привлекательность гомеопатии заключается в том, что она представляется как законченная лечебная и оздоровительная система, которая подразумевает более разумное осмысление, нежели скептический подход научного эксперимента, а главный акцент в ней делается на эмоциональном состоянии пациента. Практикующим врачам-гомеопатам обычно рекомендуется:
- уделять достаточно времени пациентам (45 минут во время первого посещения), не делать никаких назначений во время первого посещения;
- особое внимание обращать на психическое/эмоциональное состояние пациента;
- делать одно рецептурное предписание за один раз. Каким образом можно отличить обычный лекарственный препарат от гомеопатического? Во-первых, на всех «препаратах» стоит маркировка: «гомеопатический препарат». Во-вторых, гомеопатические препараты имеют особое обозначение степени разведения: 1Х, 1С, 10Д, а иногда степень разведения просто фантастическая – 30Х (это разведение 10 в 27 степени, и, для того, чтобы реально сделать такое разведение, нужно использовать всю воду мирового океана!). Поэтому, когда вы покупаете лекарства в аптеке, поинтересуйтесь, как минимум, не гомеопатия ли это, посмотрите инструкцию к применению и ознакомьтесь с его составом.
Сами гомеопаты верят в действенность своего метода, несмотря на все аргументы против. В то же время его можно смело назвать философским или духовным методом. Но подумайте, насколько безопасна та сила, в которую гомеопаты верят и может ли тот, кто, очевидно, противостоит Богу и то, что противоречит Священному Писанию, дать настоящее исцеление?
Статья из книги: Таинственная альтернатива.