Идея этой работы берет начало в том удивлении, которое я испытала, впервые увидев видео, используемое домашними акушерками в курсах по подготовке к родам. И характер репрезентации процесса родов и конвенции просмотра стали для меня открытием относительно антропологии современного человека и современных сдвигов в конструкции опыта материнства. Фоном для этого ощущения послужил мой предшествующий визуальный опыт тематизации материнства, как человека современной культуры (опыт репрезентации), и мой опыт собственно материнства, связанный с медицинскими институтами «советского» роддома и женской консультации (опыт практики и контакта с институтами).
Столкновение моего вполне массового и обыденного опыта с опытом, который конструирует современный институт домашнего акушерства заставляло задуматься о том:
- какие варианты репрезентации родов существуют в современной культуре, из чего складывается представление современной женщины о родах;
- в какой коррелляции эти представления находятся с существующими в современном обществе практиками родов и институтами, причастными к родовспоможению;
- какие антропологические представления фундируют существующие репрезентации, практики и институты.
Описание послужившего стимулом видео.
Роды Лены К. 2002 Это были любительские съемки: формат home video, снимала сама акушерка. Действие происходит в алтайской деревне во время выездного тренинга группы по подготовке к родам. В кадре женщина, которая во время схваток спит, танцует, слушает музыку, смеется, общается со своей младшей сестрой, та ей помогает. Приватное пространство: уютный дом, узкий семейный круг. Собственно появление ребенка на свет происходит в бане. Здесь мы уже видим в кадре акушерку и врача-неонатолога. Но они не в больничной одежде, и обстановка небольничная, и манера общения, они говорят друг с другом и роженицей тихими спокойными голосами. Старшая дочь роженицы, которая также присутствует на всем протяжении родов – играет в шахматы, занимается своими делами – берет новорожденную на руки и поет ей колыбельную.
Естественность, позитивность, «нестрашность» этого видеоряда, неожиданность включенности темы родов в формат home video, – вот, пожалуй, те качества этих съемок, которые и вызывали мое удивление.
Если сделать шаг к концептуализации описанного впечатления, то обращают на себя внимание следующие вещи:
Во-первых, показываемое выглядит не экзотично, не экстремально, не шокирующе.
Это достигается за счет характера медиума. Медиум в данном случае – любительские съемки home-video, домашний архив. И внимания заслуживает само использование данного медиума для репрезентации данной темы.
Во–вторых, поведение показываемой роженицы, которая очевидно не страдает, но работает. Ее действия отличаются своеобразным профессионализмом, и видео может выполнять обучающую функцию и функцию антропологической документации. Роженица «звучит» на схватках, технично дышит, двигается, танцует. Интерес представляют зафиксированные на этом видео техники тела.
В-третьих, непривычность показываемого пространства. Отсутствие медицинского антуража, оборудования, белых халатов, сама роженица в уютной желтой футболке.
В-четвертых, характер показываемой социальности. Роды здесь – семейное событие. Специалисты-медики (акушер, психолог, неонатолог) присутствуют, но их присутствие ненавязчиво и не производит впечатление доминирующего. В центре кадра все время находится сама рожающая и члены ее семьи.
Показываемое нарушает стереотипы нашего визуального опыта, которые мы вдруг с удивлением в себе обнаруживаем. Здесь не хватает крови, криков, каталок, мониторов, на которых изображена прерывистая линия, экшна вообще, здесь действует некое неожиданное лицо: не бригада медиков профессионалов, – а сама рожающая.
Конвенции просмотра представленного видео таковы. Акушерка показывает его во время тренинга по подготовке к родам, иногда комментируя технические действия рожающей. Однако можно заметить, что функция этого показа не только технически информационная, но и, скажем так, психотерапевтическая.