Еще 30-40 лет назад методы раннего физического развития и закаливания, которые предложили Никитины, вызывали споры, а сегодня этот опыт является аксиомой раннего развития.
Уникальная методика Никитиных поможет понять, какими способностями обладает ваш малыш, и раскрыть их как можно раньше. В этом же издании вы сможете познакомиться с опытом известного специалиста в области раннего развития О.Жуковой.
Ее методические разработки – прекрасный пример того, что к любой теории можно относиться творчески.
Бориса Павловича и Лену Алексеевну Никитиных многие называют классиками семейной педагогики. Тот факт, что они воспитали семерых детей, сам по себе заслуживает уважения. Однако главное в другом. Все семеро выросли здоровыми, гармонично развитыми, одаренными, счастливыми и дружными. Неужели это возможно? Ведь мамы часто жалуются на то, что им некогда заниматься со своим единственным ребенком. Вероятно, Никитиным просто повезло: генетика не подвела, материальные условия хорошие, бабушки-дедушки рядом. И, следовательно, опыт их невозможно повторить: так удачно сложились обстоятельства…
Ничего подобного. Семья обыкновенная, но опыт действительно уникальный. День за днем родители внимательно наблюдали за тем, как развиваются их дети, и в каждом находили удивительные способности и возможности, которым просто нужно было помочь раскрыться. Так сложилась стройная система воспитания, которой сегодня может воспользоваться любая семья.

О Никитиных впервые заговорили в конце 50-х годов XX века. Многие из их окружения вначале не просто удивлялись, а были шокированы тем, как молодые супруги воспитывают своих детей. Особенно поражало такое зрелище: легко одетые дети во время прогулки бегают босиком по снегу, а дома выполняют головокружительные гимнастические упражнения. При этом к 3-4 годам малыши умеют читать и знают азы математики, с увлечением играют в придуманные отцом логические игры, а дети постарше с легкостью осваивают программу и не переходят из класса в класс, как другие, а сразу «перескакивают» через один.
Здоровье ребенка — главная причина беспокойства всех родителей, Никитины — сторонники естественного, «природного», воспитания. Здоровая пища, закаливание, а если малыш заболеет — минимум лекарств, травы, мед, малиновое варенье и лимоны.
Конечно, исключая ситуации, когда необходимо более серьезное лечение.
Кто сегодня не знает о том, что «медикаментозные» роды далеко не безобидны, что женщина должна принимать самое активное участие в процессе рождения своего ребенка, а не быть пассивной мученицей, что молозиво чрезвычайно полезно для новорожденного? А ведь впервые говорить и писать об этом стали именно
Никитины. Во многом благодаря этим родителям-новаторам в современных родильных домах созданы условия для пребывания матери и ребенка в одной палате. Теперь новорожденного выкладывают на живот матери и прикладывают к груди сразу же после появления на свет. Опираясь на исторические факты и собственный опыт, Никитины утверждали, что каждая женщина при правильной организации кормления может кормить грудью своего ребенка, и делать это нужно минимум до двух (а при желании и до трех) лет.
Сегодня о необходимости грудного вскармливания говорят и врачи, и ученые. Молоко матери не только защищает малыша от многих инфекций, укрепляет иммунитет, но и способствует физическому, психическому, а впоследствии и интеллектуальному развитию ребенка. Семейный эксперимент Никитиных, разрушивший все существующие стереотипы воспитания, выдержал не одну пристрастную проверку и уже давно признан серьезной развивающей методикой. Конечно, сегодня этот опыт уже не кажется столь необычным, как несколько десятков лет назад, но он по-прежнему «работает», помогая становлению самостоятельной, гармонично развитой личности.
Никитины считали первый год жизни главным в воспитании и развитии детей — они сравнивали его со «стартовой площадкой». Развитие малыша зависит от того, как пройдет этот «год запуска». Способ общения, избранный взрослыми, влияет не только на развитие его способностей, но и на формирование характера. Поэтому система воспитания Никитиных включает в себя:
- активное физическое развитие;
- раннее развитие природных способностей;
- создание условий для опережающего развития ребенка;
- заинтересованность родителей.
Обратите внимание на последний пункт: только при желании родителей такая программа становится действительно легко осуществимой.
Такой подход к воспитанию отчасти интуитивный, «естественный», отчасти научный. Если вы хотите научиться слушать и слышать своего ребенка, понимать каждое его движение, познакомьтесь с опытом Никитиных.
Скачать методику
Скачать только этот материал
